Самый частый стереотип о психологах, с которым мы сталкиваемся – это предположение, что мы читаем мысли. Иногда прямо так и думают, но еще чаще встречаются всевозможные вариации этой идеи. Через 5 минут знакомства спрашивают, поняли ли мы характер собеседника, его чувства, мысли и страшные секреты. Многие верят, что мы можем за них осознать, прочувствовать и решить их проблемы. Один из моих приятелей искренне верит, что меня невозможно победить в настольную игру «мафия», ведь я вижу людей насквозь. Давайте сразу договоримся – это вовсе не так. Никаких телепатических способностей у психологов нет. Более того, среди психологов, как и среди большинства людей, есть наивные, доверчивые и не очень проницательные люди. Честно вам скажу, за пределами кабинета психологи такие же люди, как и все.
Что же нам дает наша профессия во взаимодействии с людьми? Знания человеческой природы, особенностей психических процессов, причин того или иного поведения, а также некоторых его телесных проявлений. Сегодня мы поговорим о последнем пункте. Например, все слышали про закрытую позу, хоть это и не столь информативный знак, но, в контексте сопутствующей информации, это может чуть больше сказать о текущем состоянии человека. Но это вполне доступное общее знание, я же расскажу про куда более полезный феномен, позволяющий во многом сделать достаточно глубокие выводы о поведении человека.
Это понятие – конгруэнтность. Термин в рамках психологии принадлежит Карлу Роджерсу, хотя он существует во множестве других дисциплин и переводится попросту как «согласованность». На деле, Роджерс использовал этот термин куда шире, но мы поговорим именно о поведенческом аспекте. Дело в том, что все реакции и действия человека состоят из множества деталей – есть составные компоненты мимики, тон голоса, движения тела, физиология, например: пот на висках и т.д. Все эти мелочи в естественной реакции происходят согласованно и синхронно. Тем не менее крайне сложно искусственно их согласовать, если реакция не искренняя, тут потребуется недюжинный актерский талант. Обычно мы замечаем неконгруэнтность собеседника, но не можем определить, ЧТО именно нам кажется фальшивым в поведении другого.
Еще интереснее причины неконгруэнтности. Чаще всего это либо сильное чувство дискомфорта, либо подавляемые эмоции, либо ложь. Да-да, это один из способов опознать, когда не стоит сходу доверять человеку. Может быть кто-то из читателей сейчас вспомнит про небезызвестный сериал «Обмани меня», ведь герои тоже использовали понятие конгруэнтрости для определения лжи.
Попробуйте внимательно понаблюдать за мимикой окружающих людей. Может вы заметите, как тот сосед, кому вы всегда не нравились, улыбнется вам в лифте, но крылья носа у него будут приподняты (признак презрения). Или увидите, как ваша мама, в момент редкой встречи на выходных, скажет, что ей совсем не одиноко, а уголки ее рта опустятся вниз (признак печали). Подметите, как на неловком первом свидании за соседним столиком девушка активно наклонится корпусом к своему кавалеру, в этот момент синхронно отсев подальше. Обнаружите, что ребенок, отвечая на вопрос, понял ли он задачу, уверенно скажет «да!», но его голова ненароком махнет в бок (как при отрицании). Приметите, как ваш коллега, вызванный к начальству, раскинется в кресле, говоря, что вовсе не боится, но начнет сильно чесать нос и дергать мочку уха (признак тревоги). Отметите, как ваш приятель в ответ на сенсационную сплетню, скажет, что конечно уже давно знал об этом, хоть его брови и поползут вначале вверх (признак удивления).
Это все примеры неконгруэнтности. Тут может вовсе не быть злого умысла или коварной лжи, но все же эти люди, однозначно, не так честны с вами, с другим собеседником или даже сами с собой. Вот вам небольшой лайфхак из психологии. В следующий раз, когда вы будете чувствовать неискренность собеседника – знайте как правильно аргументировать свое недоверие. Пользуйтесь!