Найти тему
Gureev Directors Club

Что делать во время и после эпидемии

Оглавление

«Мы открылись! Работаем на доставку!»

Не буду рассказывать про обычные методы антикризисных мероприятий. Скорее всего, вы с ними знакомы - за последние десятилетия кризисов было много (если нужна такая статья - пишите в комментариях).

Еще до эпидемии хотел написать статью-прогноз: пути развития российского бизнеса. Основания для прогноза - проникновение интернета достигло 81%, из пользователей хотя бы одну покупку совершили 60%, рекламные бюджеты уходят в интернет, россияне проводят в интернете в среднем 7 часов 17 минут в день (до эпидемии, сегодня - больше). При этом уровень дохода не является определяющим - важнее создать удобное предложение.

Эпидемия только усиливает тенденции, которые уже действовали в российской экономике. Посмотрим, как происходит переориентация спроса (А) и кто выиграет во время и после эпидемии (Б).

➡️ А. Переориентация спроса

🔸 «Пир во время чумы»

Сознание того, что можно внезапно заболеть и умереть, не самое приятное. Думать об этом постоянно - трудно и почти невозможно. Люди будут искать любые возможности, чтобы отвлечься. Интернет-игры, передачи, фильмы - все используется, чтобы переключить внимание. Кроме того, сознание конечности жизни повлияет на спрос: например, вместо водки купят французский коньяк - «живем один раз», «когда еще попробуем».

🔸 Структура недвижимости

В условиях карантина жизнь в собственном доме комфортнее и выгоднее, чем жизнь в многоквартирном доме. Особенно для небольших городов, где можно быстро добраться из любой точки города и загорода до работы и объектов инфраструктуры.

🔸 Покупки в интернете

Многие, кто еще не знакомы с покупками в сети, в условиях самоизоляции или карантина вынуждены заказывать продукты. Другие - расширили ассортимент покупок в интернете. После снятия карантина удобство использования, а, главное, инфекционная безопасность покупок в интернете для них станет определяющей. 

🔸 Услуги для малого и среднего бизнеса

Для компаний становится дорого содержать персонал, выполняющий работу в компании. Будут востребованы аутсорсинговые сервисы, предлагающие понятные условия - аутсорсинг хранения товаров, обработки заказов, логистики, финансовых услуг, маркетинга и продаж.

🔸 Отсутствие интернет-магазина - агрегатора

В России по-прежнему нет крупного магазина-агрегатора, готового взять на себя риски покупок в интернете: непоступление товара, некачественный товар, непоступление товара в сроки, возврат товара, дешевая или бесплатная доставка товара. Например, как Amazon в США или Allegro в Польше.

🔸 Сокращение доли товаров и рост предложения услуг

В условиях эпидемии покупки ряда товаров сокращаются. Например, люди меньше носят одежду или носят другую одежду, например, пижаму. Больше востребованность услуг, покупаемых через интернет - развлечения, образование, страхование, финансовые услуги, хобби.

🔸 Изменение структуры услуг и появление новых товаров

Салоны красоты закрыты, но остается потребность в стрижке. Выросли продажи машинок для стрижки и число курсов, обучающих стрижке.

Медицинские услуги: раньше можно было только прийти на прием врача лично, сегодня посещение больницы опасно угрозой заражения. Завтра для некоторых направлений получите удаленную услугу не меньшего качества.

Производители духов и туалетной воды. Спиртостойкая упаковка и производство уже есть. Переориентация на производство антисептиков принесет не меньший доход, если выйти на новые каналы продаж.

Рестораны переориентируются на доставку (подзаголовок статьи), кроме того, можно не только изменить канал продаж, но и сам продукт - производить и доставлять полуфабрикаты, из которых можно быстро приготовить горячее блюда дома.

🔸 Только производили? Предоставляйте услуги!

Производили сельхозпродукцию, но теперь сеть ресторанов не покупает урожай на корню? Организуйте доставку зелени и овощей на дом.

🔸 Маленькие радости

Во время карантина люди сидят дома. Каждый день - одно и тоже. «Маленькие радости жизни», способные украсить день, востребованы.

🔸 «Экономная» жизнь

Люди сидят дома, нет потребления электроэнергии в офисах, кафе и ресторанах. Нет перелетов. Мало перемещений на автомобилях и транспорте. Сократилось потребление товаров - тратится меньше энергии в производстве и логистике. Отрасли, связанные с энергетикой и общественным транспортом, будут стагнировать или сокращаться. Это приведет к росту тарифов для компенсации падения доходов - нерыночное регулирование. Следовательно, появится больше возможностей для развития энергосберегающих технологий.

🔸 ИТ-услуги

Ряд бизнесов в условиях кризиса сокращают направления, связанные с ИТ, как непрофильные. При этом другие компании руководствуются лозунгом: «Продавай онлайн или умри».

➡️ Б. Кто выиграет во время и после эпидемии

🔸 1. Компании, ориентирующиеся на контакты с покупателями через интернет

Раньше продавали страховку в офисе, было шесть точек продаж. Теперь есть удобный сайт, появились покупатели из других городов.

🔸 2. Главы регионов, борющиеся за удобство для бизнеса

Раньше важно было отчитаться «наверх». Теперь появилась необходимость сделать удобную среду и привлечь бизнес из других регионов - новые налоги, новые возможности. Качество городской среды также будет важно - траты на обустройство городов становятся выгодной инвестицией. В результате в регионах должна возникнуть конкуренция за бизнес и за квалифицированных работников. Больше налогов - лучше позиция главы региона в глазах федеральной власти.

🔸 3. Региональные туристические компании

Возможно, что к окончанию лета будет облегчен режим карантина. Однако границы еще будут закрыты как в России, так и в популярных туристических странах. С учетом прогнозируемого снижения доходов населения в выигрыше окажется качественный и относительно недорогой отдых внутри страны, особенно - в пределах самого региона.

🔸 4. «Новые» компании, ориентированные на оптимизацию процессов

Раньше дешевле и проще было нанять персонал. Сегодня автоматизация процессов и сокращение ненужных операций и передача непрофильных функций на аутсорсинг не только сократят затраты, но и позволят, в зависимости от ситуации, резко сократить или увеличить объем без денежных потерь.

🔸 5. Работники «новых» компаний

Рост производительности труда (п.4) снизит долю затрат на персонал в структуре расходов компаний. При этом требования к квалификации сотрудников вырастут. Уже сегодня необходимо озаботиться повышением профессионального уровня или сменить сферу деятельности на более востребованную. Рост прибыли в результате роста производительности труда, борьба компаний за квалифицированные кадры, способные работать удаленно, увеличат заработные платы сотрудников, переведя работников в категорию среднего класса.

➡️ География больше не определяет

Было проходное место? Сегодня этот не важно. После снятия карантина спрос не обязательно восстановится. Клиентов придется искать в других районах, даже в других городах, а в своем районе - искать новых клиентов. Организовали доставку по району, и доставка пошла? А может сделать еще по городу? А по области, краю?

Конкуренция со стороны логистических компаний с доставкой до конечного потребителя усилится. Если не будет картельного сговора, произойдет снижение цен, что откроет новые возможности для малых и средних региональных производителей.

➡️ Детали важны

Компании, ориентированные на доставку продуктов, выиграли. Традиционные торговые сети резко расширили мощности по доставке или создали такие мощности, чтобы успеть догнать ушедшего покупателя. В одной сети только удовлетворяет спрос: новые лоты времени доставки появляются в полночь. Сайт висит - все лоты оказываются зарезервированы спустя пару минут. Второй доставщик дает возможность резервации времени доставки не на неделю или две, а на любой срок. Причем автоматически предлагается ближайшая свободная дата доставки - не нужно искать. Кто выиграет?

➡️ Скорость адаптации

Раньше можно было открывать производство в течение нескольких лет. Сегодня нет такой роскоши - станете банкротом. Умение создавать производственные цепочки прямо на лету будет преимуществом.

Изменения - это нормально. Даже изменения из-за эпидемии. Усилия, способности и, главное, мотивация и инициатива предпринимателей на поиск решения и поиск новых возможностей определяют успех даже в условиях эпидемии. Нас ждет новый мир. Какое место в нем займете вы?