Говорят, известная поэтесса Эмилия Дикинсон в детстве очень долгое время не могла определять время по настенным часам. Она так боялась ошибиться под строгим взглядом отца, так волновалась, что не могла даже сформулировать свои догадки. Этими переживаниями она делилась позже в своих письмах подруге.
Подобное доводилось наблюдать не раз, но особенно запомнилась история одной ученицы четвертого класса. История эта связана не с часами, а с математикой в целом. У девочки были блестящие математические способности, но где-то на самом старте, видимо, кто-то был "очень строг" с ней, настолько, что напугал, и было видно, что она даже боится решать задачи. Родители у неё, в самом деле, люди строгие, хотя, велика вероятность, что это “заслуга” кого-то из преподавателей. Постепенно она смирилась и с тройками... (это в начальной-то школе!)
Мы тоже не сразу вышли на тот “пласт”, на “золотую жилку”. С какого-то момента стал замечать, что девочка в уме считает намного быстрее меня. Это было удивительно с учетом того, что она не могла объяснить тех или иных арифметических действий, не говоря уже о более сложных задачах. Конечно, сказывался ещё и “сон разума” - зачем думать, если от тебя этого никто не ждёт? Но видели бы Вы, как она преобразилась, когда постепенно у неё стало всё получаться. Учительница, конечно, тоже не поверила в её успехи, говорила, что девочка просто всё списывает. Но к концу года пришлось поверить и ей.
В прошлом году встретил статью о школе английского языка для беженцев из Ирака, т.е. детей с травмированной психикой. Одним из принципов преподавания в этой школе было – не исправлять ошибки учеников. Когда первый раз прочитал об этом, не поверил, начал проверять, нашёл ещё несколько упоминаний и видео-роликов об этой школе в Австралии. Но всё оказалось правдой – учителя не исправляют неправильной речи учеников, не исправляют их грамматических ошибок и так далее, никаких ошибок не исправляют!
Невольно напрашивается вопрос - “Как же тогда ученики узнают, что они не правы?”. Согласно этой методике, я не должен писать здесь ответ, давая читателю возможность самому догадаться... Уважаю читателей и не буду этого делать.
Конечно, для подобной методики нужно терпение, внимание, любовь к ребёнку. Это не очень вписывается в ту гонку, которую обычно устраивают сейчас в школах. Намного быстрее и проще сразу, “на корню” пресечь неправильное действие. Тем более, что для традиционных методов, есть и довольно развитая философия. Возможно, это не лишено смысла для выработки некоторых “боевых” навыков, но очевидно и то, что мы многое теряем при таком подходе. Как минимум, всё это ещё раз говорит в пользу индивидуализации обучения.