LIAM GALLAGHER
Why Me? Why Not. (Warner Bros. / Warner Music)
Если рок-музыкант добился всемирной славы не только как участник всемирно известного коллектива, но и как герой жёлтой хроники даже в тех СМИ, что предельно далеки от рок-н-ролла, то к его творчеству будут неизменно возникать вопросы. И неважно, сколько лет пройдёт с того момента, когда его портреты не сходили с первых полос таблоидов всего мира… К счастью, бывший фронтмен королей брит-попа Oasis Лайэм Галлахер своим вторым сольным альбомом блестяще доказал, что во всеобщем неудовольствии брит-попом 20 с лишним лет тому назад была повинна не музыка сама по себе, а ненужный хайп вокруг неё.
Мнение отечественных меломанов о бритпопе оказалось весьма подпорчено тем фактом, что информацию о нём они черпали не из первоисточников – да и какие первоисточники – Интернет в России в середине 90-х находился в зародышевом состоянии. Эта информация приходила из весьма неумных публикаций отечественной «типа модной» прессы, в которых громогласно возвещалось, что бритпоп вот-вот сделает ненужным все остальные стили и жанры современной музыки. Популярности стилю не добавляли и неизменные «светские хроники» тех же изданий, в которых с неприличной периодичностью полоскались сомнительные проделки лидеров Oasis братьев Галлахеров, а равно и их подруг. Неудивительно, что у нас бритпоп так и не стал популярен по-настоящему, а теперь оказался и вовсе забыт.
Видеоклип к пьесе "Shockwave"
А ведь на деле бритпоп – это идеальный образец той «контр-контркультуры», без которой никакое движение вперёд в рок- и поп-музыке просто невозможно. У нас и не догадывались, что неуклюже поименованный субстиль стал в первую очередь национальным противоядием от заморской гранж-экспансии начала 90-х. Здесь уместно вспомнить и о том, что в Британии (как, впрочем, в континентальной Европе) так и не появилось ни одной полноценной гранж-группы – все подобные составы оказывались жалкими плагиаторами сами-знаете-кого. Что же касается бритпопа, то он стал новой инкарнацией ретро-рока, впервые заявившего о себе в самом конце 80-х – да и новое название ласкало слух каждого патриота островной Империи. К тому же мелодические и аранжировочные решения бритпопа базировались на национальных достижениях таких далеко не худших групп, как The Kinks, XTC и The Jam и не без значительного влияния таких корифеев, как The Beatles, ранних The Rolling Stones и ранних же Pink Floyd времён Сида Баррета. Вроде бы альтернативное звучание? Ну так заокеанские герои альтернативного рока тоже не сами его придумали, а построили на звуке дешёвых и неновых гитарных усилителей как раз 60-х годов. Собственно, вот такой грязноватый звук, помимо дурацкой информации об артистах, и стал проклятием бритпопа в России – наш меломан выкрутасов с необоснованным гитарным перегрузом не терпит.
Видеоклип к пьесе "One Of Us"
Но теперь, когда сам термин оказался достоянием истории, никто не мешает отрекаться от него и творцам, и слушателям. И, как видится, у Лайэма Галлахера, окончательно поставившего крест на Oasis вот уж десятилетие назад, это получается значительно лучше, нежели у массы его коллег-конкурентов. Причём всё было понятно ещё в 2011 году с дебютным альбомом новой группы Лайэма Beady Eye “Different Gear, Still Speeding”, вызвавшем оторопь мировой музыкальной критики и породившим массу заголовков в стиле дешёвой музрекламы 60-х: «Играют, как The Beatles!» Хотя при этом группу величали не иначе как “Oasis 2.0”, общего в смысле звучания с пращуром у неё не было почти ничего. Лайам просто развил постулат о коротких песнях и оптимистичном настроении брит-попа в правильном направлении и на выходе получил работу, которую как будто бы не записали в своё время Великие, то есть именно The Beatles. Однако в 2014-м Beady Eye оказались распущены, а Лайам приступил к реализации сольной карьеры, и вот всего-то второй сольный альбом артиста преподносится критикой как «необычайно зрелый альбом взрослого музыканта».
Видеоклип к пьесе "Now That I've Found You"
Конечно, если подходить к прослушиванию альбома дотошно, то ничего ошеломляющего в песнях “Why Me? Why Not.” нет – в частности, здесь даже нет «паровозного» хита. Но это и неважно – работа хороша прежде всего за счёт композиторских умений Лайэма и его соавторов-продюсеров, в числе которых можно обнаружить имена рекордно востребованных ныне Грега Кёрстина и Эндрю Уайатта. Про национальные корни что и говорить – самыми удивительными моментами альбома оказываются проникновенные полубаллады в облике пьесы “Alright Now” и титульного трека, которые и самому Сэру Полу Маккартни было бы не грех написать, плюс аналогичный номер “Meadow” с изрядным налётом совершенно английской поп-психоделии в аранжировке. Не меньше удивляет частое обращение к поп-ипостаси The Rolling Stones с обязательными «абразивными» партиями гитары в духе именно что молодого Кита Ричардса – подобного материала здесь едва ли не на пол-альбома набирается, и в первую очередь надо упомянуть номера “Shockwave” и “The River”, сочетающие подобную архаичную рок-энергетику с совершенной поп-мелодикой в духе зрелых The Beatles. Но при таких мощных творческих отсылах материал “Why Me? Why Not.” также наследует не самым знакомым нам именам британского поп-рока 70-х от Кэта Стивенса до Фрэнки Миллера – “One Of Us” звучит эдаким забытым расслабленным хитом 45-летней давности, а весьма романтичные пьесы “Once” и “Now That I’ve Found You” глубоко национальны за счёт аккуратного сочетания партий оркестра и фоновой акустической гитары. Бурлящее же буги “Halo” с наступательными партиями рояля – это параллель с Wings эпохи альбомов “Venus And Mars” (1975) и “At The Speed Of Sound” (1976).
Мало сказать, что второй сольник Лайэма хорош своей неброской музыкальной роскошью – он замечательно сочетает ненавязчивую ностальгию действительно зрелого музыканта по тем временам, когда жизнь казалась проще, а трава – зеленее, с высокими технологиями современной грамзаписи без ненужного доминирования последних. Для неангличан же “Why Me? Why Not.” – это ещё и ликбез по британскому поп-року допанковской эры, причём спрессованный в совершенно неутомительные 40 минут звучания – как раз в формат виниловой грампластинки. А качество самих песен и их продюсирования таковы, что кажется: этих минут не 40, а гораздо больше. Всегда бы ностальгия артиста вызывала подобные иллюзии у слушателя…
Рецензия первоначально опубликована на Web-сайте Soyuz.ru.
• Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал. •