Здравствуйте, дорогие друзья!
И снова с вами рубрика «Рок-Сундук» от Общества Коллекционеров Санкт-Петербурга, в которой мы рассказываем о различных изданиях виниловых пластинок в коллекциях.
Давным-давно, уже точно и не вспомню («кажется это было тысячу веков назад» (с)), услышал у одного товарища интересный хард-рок, очень бодрый, на вопрос, что играет, товарищ ответил скромно: «Budgie». Так как к тому времени я уже активно занимался коллекционированием винила, понравившаяся в одночасье группа Budgie составила сразу пять пластинок в коллекции. Команда заняла достойное место в моей коллекции, потому что это был редкий экземпляр из Уэльса на фоне заполонивших шкафы и антресоли английских бэндов.
Когда я вел передачи на радио в рубрике «Рок-Сундук», посвященные этой группе, несмотря на то, что у Budgie пластинок было не так и много, тем не менее, выбрать какую-то понравившуюся композицию было очень сложно: все композиции были как на подбор, поэтому слушали целыми альбомами. Действительно, так втроем исполнять такой забойный хард-рок - это надо уметь, поэтому мысленно снимаю шляпу (впрочем, как перед ZZ Top или перед Grand Funk, когда они играли втроем). Но вопреки распространенному мнению в западной прессе, что группа была одним из тех, кто начал исполнять хэви-металл, это не совсем корректно, больше соответствует действительности, что музыканты, скорее, оказали влияние на становление этого стиля, недаром такие группы как Metallica и Iron Maiden делали «каверы» на их композиции.
Кстати, любопытный факт: до 1968 года группа носила несколько названий - Hills Contemporary Grass и Six Ton Budgie. Только вдумайтесь, дословно это переводится как «шесть тонн волнистых попугайчиков». Прямо апофеоз абсурда, но, тем не менее, птица была выбрана символом при оформлении практически всех альбомов. Так вот, один из основателей команды – барабанщик Рэй Филлипс, игравший по 1973 год включительно, впоследствии собрал команду под этим же названием «Six Ton Budgie», выпустив три полноценных альбома, при этом логотип группы был заимствован у оригинальной команды Budgie. Зная страсть западных рокеров к судопроизводству относительно нарушения авторских прав, почему то здесь все прошло спокойно…
…Итак, альбомы с 1971 по 1975 включительно (так сказать, классика группы) выходили на лейбле MCA Records. Также первые два номерных альбома вышли на лейбле Kapp Records в США и Канаде. В прошлой статье про Wishbone Ash были подробно описаны «пятаки» первых прессов лейбла MCA Records в Европе, напомним, что в Англии они были красно-розового цвета и черно-синего с орнаментом в форме зонта посередине, в других европейских странах – черно-фиолетовыми либо фиолетово-черными (это не тавтология!) с орнаментом. Штатовские «пятаки» лейбла Kapp Records были как цветными, так и черно-белыми.
Дебютный альбом вышел под одноименным названием Budgie (1971). Ничем не комплектовался, не раскрывался. Надо сказать, что особенность изданий альбомов этой группы – тотальный минимализм. За всю дискографию было только два разворота (один на студийном, второй - на концертном альбомах) и одна однолистовая односторонняя вкладка. Это еще меньше, чем у тех же Slade ))
В моей коллекции альбом представлен немецкой перепечаткой 1989 года, выходившей как на черном, так и на красном виниле (каталожный номер Repertoire Records – RR-2012-L). Любопытно, что вышло ограниченное издание тиражом в 500 экземпляров в Лихтенштейне (каталожный номер Tapestry Records – TPT279), правда, неофициально. Этот местечковый лейбл как раз и специализировался на переизданиях групп, играющих прогрессивный и психоделический рок. Уж не берусь сказать, какое там качество, думаю, не самое лучшее, но Лихтенштейн как европейская страна, выпускавшая пластинки, является для меня какой-то экзотикой. Будь у меня возможность, приобрел бы для своей коллекции такую пластиночку...
В следующем году выходит второй альбом Squawk (1972). В моей коллекции этот альбом представлен как первым английским прессом, так и немецкой перепечаткой 1974 года. Когда я в далеком прошлом сразу взял охапкой пять перепечаток, то постепенно стал менять на более первые издания. Кстати, на первом английский прессе на «пятаке» написано GEMA, что может создать путаницу в принадлежности пластинки к германскому изданию. Нет, это не так ни в коем случае, и на пятаке четко написано, что пластинка сделана в Англии. Я лично не могу сказать, с чем это может быть связано, вероятно, есть те, кто знаком с подобного род вопросами, поэтому жду комментариев....
В 1973 году выходит единственный альбом с разворотом - Never Turn Your Back On A Friend. Причем с разворотом вышло подавляющее количество изданий, как первопрессов, так и сравнительно недавних переизданий. И это был первый альбом группы, вышедший на MCA Records в Японии, но на удивление, без разворота. Пластинку открывает потрясающая вещь «Breadfan», на которую группа Metallica в 1987 году сделала «кавер» и включила в свой сборник Garage Inc. Второй трек «Baby Please Don't Go» является уже «кавером» на блюзового музыканта Джозефа Ли Уильямса.
В следующем 1974 году году вышел четвертый альбом группы под названием In For The Kill! Здесь содержится одна из самых крутых композиций группы - "Crash Course In Brain Surgery", на которую также сделали «кавер» Metallica в 1987 году. Несмотря на то, что соавтором песни числится Рэй Филлипс, участие в записи альбома он уже не принимал и на его место был принят барабанщик Пит Бут, который принял участие в записи только на этого альбома.
В 1975 году выходит, пожалуй, самый известный альбом коллектива – Bandolier. Впервые в США и Канаде этот альбом вышел на лейбле A&M Records. На нем же вышли и следующие два альбома - If I Were Brittania I'd Waive the Rules (1976) и Impeckable (1978). Некоторые английские и штатовские издания альбома 1976 года комплектовались 4-х страничной брошюрой с фотографией группы, и если соединить аверс и реверс обложки, получится как бы единая картина. Альбом 1978 года вышел на виниле только в некоторых странах, среди которых США, Канада, Англия и Австралия. После записи Impeckable группу покидает один из основателей Тони Бурдж, в результате Берк Шелли остается один из классического состава. К слову говоря, после ухода Бурджа из команды, последний вместе с первым барабанщиком Рэем Филлипсом основали в 1982 году проект под названием Tredegar, выпустив в 1986 году один альбом под одноименным названием, после чего Бурдж покинул проект, а Филлипс через 5 лет создал уже упоминавшийся вначале проект Six Ton Budgies.
После ухода Бурджа Budgie сделали перерыв и с 1980 по 1982 года выпустили три альбома подряд на лейбле RCA - Power Supply (1980), Nightflight (1981) и Deliver Us from Evil (1982). Альбом 1980 года был единственным, содержащим невразумительную одностороннюю вкладку красного цвета, на виниле вышел только в Европе в Англии, Португалии и Германии, при этом в Англии этот альбом вышел также на лейбле Active Records. В Германии лейбл назывался RCA Victor, «пятаки» были желтого цвета, в отличие от остальных «пятаков» лейбла RCA, которые были черного цвета. Далее, альбом 1981 года вышел в Англии, Германии, Испании и ЮАР, а альбом 1982 года вышел в Англии, Германии, Голландии (причем, в Голландии это был первый и последний их выходивших альбомов) и Канаде на лейбле Attic. Кстати, альбом 1982 года был единственным, в котором в качестве полноправного участника значится клавишник Дункан МакКей.
Команда временно распалась в 1988 году, затем в течении нескольких реюнионов (с 2010 года вроде бы неактивна, если судить по их официальному сайту) был выпущен (спустя 24 года, почти четверть века) последний на сегодня студийный альбом под названием You're All Living in Cuckooland. На виниле вышел только в Англии на лейбле Noteworthy Productions. Довольно-таки редкий альбом, пока что его так и не заполучил в свою коллекцию. Для тех, кто по каким-то причинам этот альбом еще не слышал, рекомендую, начало очень даже впечатляющее, в духе первых альбомов с утяжеленными гитарами.
Из концертных записей, вышедших у группы в весьма скромном размере, можно отметить раскрывающееся европейское издание 2017 года альбома Live In Birmingham 1979, вышедшее на лейбле Dead Man Records, причем это было неофициальное издание. Альбом вышел тиражом в 500 экземпляров.
На этом все на сегодня. Всем удачи в делах, берегите себя и своих близких. До скорых встреч.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на наш канал на Дзене, оставляйте комментарии, делитесь публикациями в соцсетях.
-------------------
Автор статьи – Председатель Общества Коллекционеров Санкт-Петербурга Страхов Александр.