Найти в Дзене
Светлана Горячева

Пишем маслом осенний букет, шаг за шагом

Для того, чтобы написать такую картину, понадобится холст 50х40, краски, кисти, разбавитель, ретушный лак.
Для того, чтобы написать такую картину, понадобится холст 50х40, краски, кисти, разбавитель, ретушный лак.

Существует два способа писать маслом. В первом случае краска наносится в один приём, "алла прима". Во втором случае живописное изображение выстраивается постепенно, слой за слоем. Лично мне всегда был ближе второй вариант.

Многослойная техника масляной живописи помогает продлить время работы, продумать детали, учесть все нюансы. Кроме того, она лучше раскрывает возможности красок, позволяет получать разнообразные оптические эффекты благодаря просвечиванию красочных слоёв.

Ключевой момент в технике - межслойная обработка. Чтобы вести работу по подсохшему слою краски, его следует покрыть ретушным лаком - тогда краска не станет жухнуть, будет хорошо скользить и слушаться художника). Лак не надо сушить, писать можно сразу.

С чего начинаем? Обычно с наброска прозрачной коричневой краской. Определяем, где что находится, и сразу прикидываем, что будет тёмным, а что светлым. Отдельно сфотографировать этот этап я как-то забыла, поэтому в кадр попало начало работы над вторым слоем. На фото видно, как ровно, гладко и прозрачно можно разогнать тонкий слой краски по ретушному лаку. Вот это просвечивание слоя через слой придаёт живописи особую воздушность и пространственность. Делаем фон светлее с теневой стороны букета и темнее с освещённой стороны.

Рисунок не делаем слишком подробным, начинаем с общего впечатления.
Рисунок не делаем слишком подробным, начинаем с общего впечатления.

Теперь, когда у нас намечена пространственная среда, вписываем туда форму букета. Начинать удобнее с теневой стороны. Цветочки в букете должны изображаться не каждый по отдельности, а с учётом «большой формы». Все детали в тени образуют целостное пятно, теневую сторону букета. Стараемся мягко связать очертания формы с фоном, растворяя, растушёвывая границы. Световая сторона на этом этапе условно задаётся белым тоном холста – или даже не очень белым: светлые мазки краски будут выглядеть эффектнее поверх тонкой цветной подложки, поэтому на этапе подмалёвка белым участкам часто придаётся лёгкий золотистый оттенок.

Работаем над большими отношениями, обобщёнными цветовыми пятнами.
Работаем над большими отношениями, обобщёнными цветовыми пятнами.

Если вы пишете правой рукой, удобно вести работу слева направо, чтобы не размазывать свежую краску.
Если вы пишете правой рукой, удобно вести работу слева направо, чтобы не размазывать свежую краску.

Постепенно добираемся до освещённой стороны букета. Сразу видим, насколько ярче контраст с фоном у освещённой части. Если в тени мы его смягчаем и растушёвываем, то на свету сознательно подчёркиваем – в том числе с помощью разницы в толщине красочного слоя. Помогают усилить контраст рельефные наплывы краски по краю мазка. То есть количество краски на светах обычно больше, чем в тени.

На белом георгине справа хорошо видна разница в тоне, цвете и степени проработки между освещённой и теневой сторонами цветка.
На белом георгине справа хорошо видна разница в тоне, цвете и степени проработки между освещённой и теневой сторонами цветка.

Когда главное действующее лицо работы – букет – в общих чертах уже появился, можно уделить внимание «массовке». Скатерть, цветы, лежащие на столе и яблоки не должны перетягивать внимание на себя, их задача – обозначить и художественно обыграть окружающее пространство. Это фон, он должен быть менее контрастен – отсюда светлые цветы на светлой скатерти и общее ощущение светлого пятна от стола. По фото заметно, как менялось расположение яблок – хотелось добиться ненавязчивого и непринуждённого впечатления.

По цветам на столе тоже заметно, как тень обобщает, "съедает" мелкие детали.
По цветам на столе тоже заметно, как тень обобщает, "съедает" мелкие детали.

Розовые бока яблок "отражаются" в белой скатерти, образуя цветные рефлексы.
Розовые бока яблок "отражаются" в белой скатерти, образуя цветные рефлексы.
Вот теперь можно уточнять и выписывать детали.
Вот теперь можно уточнять и выписывать детали.
Получается три основных слоя - подмалёвок, первая прописка и вторая прописка.
Получается три основных слоя - подмалёвок, первая прописка и вторая прописка.

Дальше прописываем детали, уточняем нюансы, расставляем акценты. Уплотняем фон рядом с освещённой стороной букета, передаём голубоватое «сияние» белых цветов на тёмном фоне. В меньшей степени «засияют» и скатерть, и яблоки – движение света и цвета в пространстве не всегда ограничено краями предметов.

На скатерти наблюдаем типичный расклад оттенков для рассеянного дневного освещения : тёплые коричневато - зеленоватые тени, более холодный, но всё же с желтоватым оттенком свет и голубые полутона.
На скатерти наблюдаем типичный расклад оттенков для рассеянного дневного освещения : тёплые коричневато - зеленоватые тени, более холодный, но всё же с желтоватым оттенком свет и голубые полутона.

А теперь остаётся только поставить подпись)

(можно ещё поставить лайк статье и подписаться на автора))