Найти тему
Мама Научит

Можно ли научить ребенка читать за неделю?

Оглавление

Вопрос не совсем однозначный.

Во-первых, не понятно, на какой исходной точке находится ребенок. Например, знает ли он буквы или полный «ноль». И какие ошибки были уже допущены при обучении.

Во-вторых, что вообще имеется в виду? Что значит, научить читать? Понять принцип? На это нужно, по-хорошему, минут 10. Иногда – дольше. Сильно зависит от возраста ребенка и развития его психических процессов.

Или имеется в виду умение прочитать текст? Какой текст? С какой скоростью? Будет ли учитываться уровень понимания?

Ребенок-дошкольник: за сколько реально научить читать?

И все-таки возьмем как условие задачи: ребенок-дошкольник, знает некоторые буквы, но не все, и некоторые путает. Требуется как можно быстрее научить читать по слогам.

Что делать сначала?

Я бы первым делом проверила, насколько хорошо ребенок знает гласные А, О, У, Ы, Э. Это займет буквально пару минут.

Потом проверяем согласные. Если знает и не путает хотя бы С, Х, М, П, Т – можно сразу начинать читать слоги.

Важно. Согласные буквы называем не как буквы (эс, ха – или хэ, эм – или мэ), а кратко, как твердый звук. Если ребенок называет «Сэ», «Тэ», на отработку понадобится дополнительно хотя бы пара дней. Это принципиально важный момент, который очень мешает детям сразу начать читать слоги.

Дальше. Учим читать слоги типа АС, АМ, АХ. Их можно обыгрывать, используя карточки и картинки.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Как только ребенок начал уверенно читать эти слоги, переходим к слогам типа СА, ХА, МА. Здесь придется несколько сложнее. Используем игру. Например, в центре – остров Х. А рядом, в море, небольшие островки А, О, У, Ы, Э. и лодочка плывет от острова (тянем с-с-с) к островку (постепенный переход к гласной) сначала читаем очень медленно. И для начала отлично подходят те согласные, которые можно «тянуть» - С, Х, З, В, Л, Ж.

Игру можно модифицировать под интересы ребенка. Любит машинки – делаем гараж и магазин, куда машинка должна приехать. Любит бабочек – цветочки. Новая игра может быть на каждом занятии.

Обычно дети этот принцип в игре понимают очень быстро.

И вот – та-дам! – можно уже сказать, что ребенок читает. Сколько понадобилось? Два-четыре занятия по полчаса.

Как учить читать дальше?

После того как ребенок понял принцип чтения слогов, постепенно вводим новые буквы. Добавляем в конце слога согласную, чтобы получился закрытый слог. И отрабатываем чтение слов типа ТОП, СУК, ВОЗ, ДОМ.

Потом начинаем читать слова из двух слогов. И на этом этапе лучше не спешить. Лучше посвятить лишнее занятие уверенному чтению, чтобы ребенок с первого раза понимал прочитанное слово.

Здесь нужно много игр – кроссвордов, лабиринтов. Можно сделать из коробки «телевизор» и показывать слова только на мгновение, чтобы ребенок учился буквально «схватывать» слово одним взглядом.

Хорошая игра для развития скорости – «Читай-хватай». Только придется сделать свой вариант, чтобы использовать только те буквы, которые ребенок уже знает. Еще вариант для непоседы. Ребенок читает написанное слово в книге или на листе. А потом бежит в другой конец комнаты, где лежат карточки со словами – и должен найти среди них такое же – и принести. Можно играть «на время». Тут и память развивается, и концентрация внимания.

Отдельно следует тренировать чтение слогов с Е, Ё, Ю, Я, И. Не стоит акцентировать внимание ребенка на «особенностях этих букв, просто вводим их по одной и прочитываем слова, смягчая согласный звук. Дети быстро схватывают «по образцу», без лишних объяснений.

После того, как ребенок освоит все буквы и чтение слогов с ними – только наработка навыка чтения. Но это уже отдельная история.