Найти тему
1 день - 1 экспонат

Недобрые «Добрые люди» Расима Бабаева

Расим Бабаев. Фото: фонд Марджани
Расим Бабаев. Фото: фонд Марджани

Расим Бабаев – художник, чье творчество неотделимо от земли, где он родился. На Апшероне, в Баку он прожил всю жизнь. И сама жизнь преподносила ему сюжеты…

Его персонажи, в большинстве своем, не имеют индивидуальных характеристик, их изображения условны. Красивые и уродливые, со всеми своими страстями и страхами – это обобщенные образы, скорее даже характеры, эмоции живущие в каждом из нас. В основном – абстрактные персонажи. Однако, каждый из них имеет прообраз из жизни.

«Мирза» – одна из работ художника, написанная по впечатлениям от увиденного в реальности. Человек, дразнящий собаку – банальный сюжет обрел в произведении мощный философский смысл. Здесь размышления о жестокости, трусости и глупости. Расиму Бабаеву удалось передать атмосферу с помощью цветовой гаммы. Оттенки полыхающего, будто исходящего из недр земли огненно-красного, переходящего в черный, контрастом – чистый белый цвет скомканной бумаги на переднем плане. Старик – неопрятный, трусливый. Движимый бессмысленной злобой, он дразнит бездомную собаку. Его испуганная ухмылка и оскал самки, защищающей своих щенков – этот сюжет не выглядит простой бытовой сценой. Он навевает мысли бессмысленности многого из того, что происходит в мире…

Картина Расима Бабаева «Мирза»
Картина Расима Бабаева «Мирза»

В картине «Мирза» образ старика напоминает обывателей из серии картин Расима Бабаева под названием «Добрые люди». В этих произведениях нет драмы или психологии. В несколько фольклорной манере Бабаев пишет самых обычных людей, которые встречаются ему в жизни. Целая галерея собирательных образов: неопределенного возраста одинаково улыбающиеся мужички, полусказочные старички и старушки, простодушные и вместе с тем хитроватые.

К этим образам художник обращается на протяжении всего творчества. Но спустя годы, он помещает их в совсем иную среду, тревожную, драматическую, в которой добрые люди станут носителями темного начала человеческой натуры. Так и в картине «Мирза» мягкая усмешка превратились в жесткий гротеск, ирония трансформировался в едкую сатиру.