Современное судоходство сегодня немыслимо без Суэцкого канала, обеспечивающего кратчайший путь из Европы в Азию.
Больше четырех тысяч лет назад могущественные египетские фараоны предприняли первые попытки исправить несправедливость природы: 120 километров суши преграждали короткий путь кораблям из Европы на Восток. Судоходный канал был прорыт от реки Нил к морю.
Согласно археологическим находкам, в 4 веке до нашей эры царь Дарий восстановил канал. Спустя время канал вновь пришел в запустение и уже Птолемей II вновь восстановил судоходство на канале. Согласно древним документам в канале могли разойтись две триремы.
Запустение и активное использование канала сменяли друг друга с завидным постоянством. И только в 1798-1799 годах Франция предприняла попытку строительства современного канала. Эта идея нашла поддержку у многих светлых умов той эпохи.
Основные притязания на Египет были у Франции и Англии. Но Египет не спешил идти навстречу просвещенной Европе, справедливо полагая, что как только канал будет построен, Европа тут же «закроет его на замок, а ключи положит в свой карман».
Тем не менее, в 1854 году Франция все же получает концессию на строительство канала. Удалось это благодаря тесным связям французского дипломата Фердинанда Лессепса (который впоследствии возглавил строительство) с египетским правителем того времени – Саид – пашой. И французы остались благодарны ему, назвав его именем город при входе в канал – Порт-Саид.
25 апреля 1859 года удар кирки Лессепса обозначило начало великой стройки.
Строительство продолжалось более десяти лет. Работали на стройке в основном египетские бедняки. Почти все работы велись вручную. Условия работы были очень тяжелыми: жара, плохое питание, постоянный недостаток питьевой воды. Много рабочих погибло при строительстве.
17 ноября 1869 года состоялось торжественное открытие Суэцкого канала в присутствии высочайших персон: императрицы Франции, императора Австро-Венгрии, принца Пруссии и других августейших особ.
Но не все прошло гладко: утром в канале на мель село небольшое судно. Исмаил-паша, который правил Египтом в то время, пообещал посадить на кол всех виновных, если канал не будет немедленно открыт. Судно удалось быстро стащить с мели и увести. На следующий день множество судов, расцвеченных флагами прошли караваном в Красное море. Так снова был открыт путь на Восток!
Но на этом злоключения не закончились. Строительство практически опустошило казну Египта и Англия, пользуясь этим, за символическую стоимость купила египетский пакет акций. Еще через несколько лет Египет вообще был отстранен от права на прибыль. Франция в это время была тоже обескровлена очередной войной и фактическим владельцем канала стала Англия.
Потом были долгие годы борьбы различных стран и коалиций за прибыль, которую давал канал.
В 1956 году Суэцкий канал был национализирован и эта акция дала толчок военной агрессии в отношении Египта.
Бесконечные локальные войны, оккупации и прочие военные действия привели к тому, что в конце 1956 года после сильных бомбардировок канал был приведен в негодное состояние. И только 24 апреля 1957 года его расчистили и восстановили для судоходства.
Через десять лет Суэцкий канал вновь стал линией фронта. Движение судов прекратилось, в канале было затоплено множество мелких и средних судов. Очередная война закрыла его на восемь лет.
В 1974 году после прекращения военных действий, правительство Египта приступило к очередному восстановлению канала. По некоторым данным, было обнаружены и разминировано около 700 тысяч мин и почти 20 тысяч бомб и снарядов. Еще я читал, что отдельными подразделениями советского ВМФ был безвозмездно разминирован Суэцкий залив.
Канал расчистили от затонувших судов, восстановили портовые сооружения, навигационное оборудование.
В 1975 году, 5 июня было торжественное открытие Суэцкого канала. Под залпы салюта первым прошел караван египетских военных кораблей из Порт-Саида в Суэц, за ним следовал караван торговых судов. В этот же день с юга тоже прошел караван торговых судов.
Первые дни работы канал пропускал по одному каравану из 14-16 судов. И первый же месяц работы канала принес в казну Египта 3 млн фунтов стерлингов.
В 1981 году завершили первую очередь проекта по модернизации канала, которая позволила пропускать более крупные суда.
2005 год дал старт очередной реконструкции Суэцкого канала. Особое внимание уделялось углублению фарватера.
В августе 2014 года началось строительство параллельного канала длиной в 72 километра, для возможности двустороннего движения судов. Пробная эксплуатация второй очереди канала началась 25 июля 2015 года. В строительстве участвовала армия страны. А в финансировании активно участвовало население Египта.
- Сегодня общая протяженность канала составляет 193,3 км (сразу оговорюсь, что данные взяты с официального сайта администрации Суэцкого канала),
- ширина до 240 метров, максимальная глубина – 24 м.
- Максимальная загрузка судов для прохода по каналу – 240 000 тн.
На некоторых участках благодаря вводу нового канала стало возможным двустороннее движение судов.
Основные «клиенты» канала - суда - контейнеровозы и танкеры с нефтью и сжиженным газом.
Пропускная способность по разным данным от 64 до 97 судов в сутки. Трафик очень плотный. И немудрено, ведь Суэцкий канал экономит почти 8 000 км пути из Европы в Азию. Среднее время прохождения по Суэцкому каналу – 11-14 часов.
Сборы собирает за проход осуществляет администрация канала - Suez Canal Authority. Они зависят от тоннажа судов. Стоимость прохода колеблется от 8 до 12 долларов за тонну так называемого Suez Gross Tonnage.
В канале обязательная лоцманская проводка. Причем лоцманы за время прохода по каналу несколько раз сменяются. А еще все моряки говорят, что местные лоцманы все время выпрашивают сигареты.
Сейчас на канале есть поворотный железнодорожный мост и вантовый автомобильный мост высотой 70 метров, а также автомобильный тоннель под каналом.
Интересные факты о Суэцком канале:
- изначально знаменитую статую Свободы у входа в Нью-Йоркский порт (США) планировали привезти и установить в Порт-Саиде у входа в канал, но египетское правительство сочло слишком дорогим этот проект.
- в 1868 году, перед торжественным открытием канала, египтяне предложили Джузеппе Верди написать оперу на национальный египетский сюжет. Но знаменитый композитор не согласился. Впоследствии, Верди переменил свое решение и премьера оперы «Аида» состоялась 24 декабря 1871 года в Каире.
- 6 августа 2015 года прошла торжественная церемония открытия новой ветки Суэцкого канала. На открытии вновь была представлена знаменитая опера «Аида».
Читайте на канале:
Есть такая профессия. Как я трудился докером в порту.
Объясняем в чем разница между лайнером и паромом
Паром «Георг Отс». Российское продолжение эстонской песни.