Найти тему
Андрей Ковалев

Трудная судьба морского пути из Европы в Азию. История Суэцкого канала.

Современное судоходство сегодня немыслимо без Суэцкого канала, обеспечивающего кратчайший путь из Европы в Азию.

-2

Больше четырех тысяч лет назад могущественные египетские фараоны предприняли первые попытки исправить несправедливость природы: 120 километров суши преграждали короткий путь кораблям из Европы на Восток. Судоходный канал был прорыт от реки Нил к морю.

Суэцкий канал. Фото из свободных источников.
Суэцкий канал. Фото из свободных источников.

Согласно археологическим находкам, в 4 веке до нашей эры царь Дарий восстановил канал. Спустя время канал вновь пришел в запустение и уже Птолемей II вновь восстановил судоходство на канале. Согласно древним документам в канале могли разойтись две триремы.

Запустение и активное использование канала сменяли друг друга с завидным постоянством. И только в 1798-1799 годах Франция предприняла попытку строительства современного канала. Эта идея нашла поддержку у многих светлых умов той эпохи.

Основные притязания на Египет были у Франции и Англии. Но Египет не спешил идти навстречу просвещенной Европе, справедливо полагая, что как только канал будет построен, Европа тут же «закроет его на замок, а ключи положит в свой карман».

Карта Суэцкого канала
Карта Суэцкого канала

Тем не менее, в 1854 году Франция все же получает концессию на строительство канала. Удалось это благодаря тесным связям французского дипломата Фердинанда Лессепса (который впоследствии возглавил строительство) с египетским правителем того времени – Саид – пашой. И французы остались благодарны ему, назвав его именем город при входе в канал – Порт-Саид.

25 апреля 1859 года удар кирки Лессепса обозначило начало великой стройки.

Великая стройка. Фото из свободных источников.
Великая стройка. Фото из свободных источников.

Строительство продолжалось более десяти лет. Работали на стройке в основном египетские бедняки. Почти все работы велись вручную. Условия работы были очень тяжелыми: жара, плохое питание, постоянный недостаток питьевой воды. Много рабочих погибло при строительстве.

Период строительства. Фото из свободных источников.
Период строительства. Фото из свободных источников.

17 ноября 1869 года состоялось торжественное открытие Суэцкого канала в присутствии высочайших персон: императрицы Франции, императора Австро-Венгрии, принца Пруссии и других августейших особ.

Но не все прошло гладко: утром в канале на мель село небольшое судно. Исмаил-паша, который правил Египтом в то время, пообещал посадить на кол всех виновных, если канал не будет немедленно открыт. Судно удалось быстро стащить с мели и увести. На следующий день множество судов, расцвеченных флагами прошли караваном в Красное море. Так снова был открыт путь на Восток!

Но на этом злоключения не закончились. Строительство практически опустошило казну Египта и Англия, пользуясь этим, за символическую стоимость купила египетский пакет акций. Еще через несколько лет Египет вообще был отстранен от права на прибыль. Франция в это время была тоже обескровлена очередной войной и фактическим владельцем канала стала Англия.

Потом были долгие годы борьбы различных стран и коалиций за прибыль, которую давал канал.

В 1956 году Суэцкий канал был национализирован и эта акция дала толчок военной агрессии в отношении Египта.

Бесконечные локальные войны, оккупации и прочие военные действия привели к тому, что в конце 1956 года после сильных бомбардировок канал был приведен в негодное состояние. И только 24 апреля 1957 года его расчистили и восстановили для судоходства.

Через десять лет Суэцкий канал вновь стал линией фронта. Движение судов прекратилось, в канале было затоплено множество мелких и средних судов. Очередная война закрыла его на восемь лет.

В 1974 году после прекращения военных действий, правительство Египта приступило к очередному восстановлению канала. По некоторым данным, было обнаружены и разминировано около 700 тысяч мин и почти 20 тысяч бомб и снарядов. Еще я читал, что отдельными подразделениями советского ВМФ был безвозмездно разминирован Суэцкий залив.

Канал расчистили от затонувших судов, восстановили портовые сооружения, навигационное оборудование.

В 1975 году, 5 июня было торжественное открытие Суэцкого канала. Под залпы салюта первым прошел караван египетских военных кораблей из Порт-Саида в Суэц, за ним следовал караван торговых судов. В этот же день с юга тоже прошел караван торговых судов.

План расширения и углубления канала в 80-х годах прошлого столетия
План расширения и углубления канала в 80-х годах прошлого столетия

Земснаряд на работах по дноуглублению канала. Фото 80-х годов.
Земснаряд на работах по дноуглублению канала. Фото 80-х годов.

Первые дни работы канал пропускал по одному каравану из 14-16 судов. И первый же месяц работы канала принес в казну Египта 3 млн фунтов стерлингов.

В 1981 году завершили первую очередь проекта по модернизации канала, которая позволила пропускать более крупные суда.

2005 год дал старт очередной реконструкции Суэцкого канала. Особое внимание уделялось углублению фарватера.

В августе 2014 года началось строительство параллельного канала длиной в 72 километра, для возможности двустороннего движения судов. Пробная эксплуатация второй очереди канала началась 25 июля 2015 года. В строительстве участвовала армия страны. А в финансировании активно участвовало население Египта.

  • Сегодня общая протяженность канала составляет 193,3 км (сразу оговорюсь, что данные взяты с официального сайта администрации Суэцкого канала),
  • ширина до 240 метров, максимальная глубина – 24 м.
  • Максимальная загрузка судов для прохода по каналу – 240 000 тн.

На некоторых участках благодаря вводу нового канала стало возможным двустороннее движение судов.

Основные «клиенты» канала - суда - контейнеровозы и танкеры с нефтью и сжиженным газом.

Караван судов-контейнеровозов в Суэцком канале. Фото из свободных источников.
Караван судов-контейнеровозов в Суэцком канале. Фото из свободных источников.

Пропускная способность по разным данным от 64 до 97 судов в сутки. Трафик очень плотный. И немудрено, ведь Суэцкий канал экономит почти 8 000 км пути из Европы в Азию. Среднее время прохождения по Суэцкому каналу – 11-14 часов.

Круизное судно в канале. Фото из свободных источников.
Круизное судно в канале. Фото из свободных источников.

Сборы собирает за проход осуществляет администрация канала - Suez Canal Authority. Они зависят от тоннажа судов. Стоимость прохода колеблется от 8 до 12 долларов за тонну так называемого Suez Gross Tonnage.

В канале обязательная лоцманская проводка. Причем лоцманы за время прохода по каналу несколько раз сменяются. А еще все моряки говорят, что местные лоцманы все время выпрашивают сигареты.

Сейчас на канале есть поворотный железнодорожный мост и вантовый автомобильный мост высотой 70 метров, а также автомобильный тоннель под каналом.

Военный корабль проходит под вантовым мостом. Фото из свободных источников.
Военный корабль проходит под вантовым мостом. Фото из свободных источников.

Интересные факты о Суэцком канале:

  • изначально знаменитую статую Свободы у входа в Нью-Йоркский порт (США) планировали привезти и установить в Порт-Саиде у входа в канал, но египетское правительство сочло слишком дорогим этот проект.
  • в 1868 году, перед торжественным открытием канала, египтяне предложили Джузеппе Верди написать оперу на национальный египетский сюжет. Но знаменитый композитор не согласился. Впоследствии, Верди переменил свое решение и премьера оперы «Аида» состоялась 24 декабря 1871 года в Каире.
  • 6 августа 2015 года прошла торжественная церемония открытия новой ветки Суэцкого канала. На открытии вновь была представлена знаменитая опера «Аида».
-12

Читайте на канале:
Есть такая профессия. Как я трудился докером в порту.
Объясняем в чем разница между лайнером и паромом
Паром «Георг Отс». Российское продолжение эстонской песни.