Найти тему
Культурология для всех

Грешники древней Греции

Добрый день! Эта публикация об эволюции греческих представлений о посмертном наказании.

Я уже рассказывала, что в Аиде есть судьи, выносящие приговор умершему. Для подавляющего числа душ он формален и одинаков. Особому наказанию подвергаются только отдельные грешники, и то, по решению богов. Это, например, Данаиды, которые за то, что убили своих спящих мужей, вечно наполняют водой бездонный сосуд.

Сизиф наказан за попытку обмануть богов, по одной из версий, Танатоса-смерть. В Аиде он катит на гору огромный камень. Однако, как только Сизиф добирается до вершины, камень срывается вниз, а, значит, работу надо начинать сначала.

-2

Тантал наказан за свою болтливость. Он рассказал людям тайны, услышанные на пиру у богов. По другим вариантам: 1. раздал своим близким похищенные на этом пиру нектар и амброзию; 2. решил проверить всеведение богов и подал им на пиру кушанье, приготовленное из тела собственного сына. Его наказание – это невозможность утолить голод и жажду, хотя еда и вода постоянно находятся рядом.

-3

С точки зрения современного человека, кажется странным, что наказанных грешников мало. Объяснить это можно тем, что на ранних стадиях греческой, как и всех остальных культур, имела место коллективная ответственность за совершенные преступления, а наказание происходит на земле, причем наказываются не только сами грешники и живущие с ними родичи, но и потомки. Так, страшная судьба Эдипа - убийство отца и женитьба на матери - результат преступления, совершенного одним из его предков.

-4

Подобные представления есть в Ветхом завете, там бог изображается как “наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода” [Исход 34:7]. Поэтому наказание грешников в загробном мире, причем наказание персональное, свидетельствует о становлении индивидуального сознания.

Стоит добавить, что в греческой мифологии выделяется еще одна область подземного мира, которая специально предназначена для наказания, - это Тартар. По Гомеру и Гесиоду, это область, находящаяся ниже Аида, и именно туда были низвергнуты титаны – боги прежнего поколения, побежденные Зевсом и его сторонниками. В греко-римский период (например, у Вергилия) Тартар описывается как отдаленная область Аида, в которой несут наказание святотатцы и дерзкие герои (Алоады, Пирифой, Титий, Тантал и т.д.), а также другие грешники.

-5

По свидетельству, например, Гомера, есть и место принципиально иного су­ществования в царстве Аида - это Елисейские поля. О них и о Тартаре, я тоже уже рассказывала здесь. На этих полях ведут блаженную жизнь некие праведники, непонятно, за что и каким образом там очутившиеся. Возможно, это отголосок египетских верований о царстве Осириса или даже зороастрийских представлений. Но никаких документов, подтверждающих это, не имеется.

Позднее, у Платона в диалоге "Федр" (классический период – V-IV вв. до н.э.) и особенно у Вергилия в "Энеиде" (греко-римский период – I в.) уже явно выражена идея о неотвратимости наказания на том свете грешников за их земные дела и воздаяния праведникам.

Таким образом, в греческой и греко-римской культуре наблюдается постепенное разделение загробного мира, выделение в нем особых мест наказания и воздаяния.

В следующей публикации обращусь к исследованию академика А.Ф. Лосева о судьбе души после смерти в греческой мифологии.

Ставьте лайк, если Вам было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

Другие статьи по культурологии Вы можете выбрать для чтения перейдя на Карту канала

Об этом и многом другом Вы можете посмотреть в видео на моем ютуб-канале: