Найти тему
Флориан Блэк

Bryan Ferry "Frantic" (2002). Денди в неистовстве.

К началу двухтысячных Брайан Ферри уверенно подошел в образе элегантного крунера, изысканного денди, исполняющего поп-песни таким образом, что они превращались в образчики чистого искусства, а приставка "поп" теряла всю свою низменность, будучи облагороженной безупречным вкусом певца. Этот образ Ферри начал культивировать еще в восьмидесятых, а в девяностых зарафинировался настолько, что после совершенно сомнамбулического альбома Mamouna (очень хорошего, впрочем) выпустил коллекцию эстрадных номеров As Time Goes By, попытавшись влезть в лаковые туфли Фрэнка Синатры или Пэта Буна. Конечно, это было сделано стильно, однако Ферри, видимо, почувствовал, что рискует совершенно утратить свое дикое рок-н-ролльное начало, которое доминировало на ранних альбомах Roxy Music. Приступив к работе над следующей пластинкой, певец пригласил к сотрудничеству не только бывших одногруппников Брайана Ино и барабанщика Пола Томпсона, но и Дэвида Стюарта (ex-Eurythmics), с которым сочинил несколько композиций. Стюарт к тому времени осел в Америке и проникся местной "корневой" музыкой, не потеряв при этом своего мелодического чутья. Кроме того, в качестве гитаристов отметились такие люди, как Робин Трауэр и Крис Спеддинг, мастера вывернуть любой стиль неожиданной стороной, что вполне соответствовало творческому кредо самого Ферри. Джазовый титан Маркус Миллер был призван в качестве бас-гитариста. С такой компанией можно было реализовать самые смелые замыслы, и Ферри, вооружившись девизом "риск - благородное дело", записал самую пеструю, контрастную и дерзкую из своих сольных пластинок, получившую говорящее название "Frantic" - "Неистовый".

На альбоме, помимо авторских композиций, есть несколько каверов, один из которых открывает диск. Знаменитую песню Боба Дилана It's All Over Now, Baby Blue (Теперь все кончено, детка, грусти) Ферри неожиданно интерпретирует в напористом, шероховатом духе, с интонациями скорее подвыпившего птушника, а не томного воздыхателя. Черт, он поет тут, как на самом первом Roxy - напряженным срывающимся голосом, словно балансируя на канате. Довершает картину суровая партия гармоники, на которой Брайан играет так, как будто всю жизнь гнул спину на хлопковых полях где-нибудь в Алабаме. Гармоника вообще частый гость на этом альбоме, наряду с декадентской электроникой от Ино, общим фанковым настроем и голосом вокалиста, заменяющим сразу несколько инструментов - ядерный коктейль! Таковы и колдовская Cruel (Жестокий), и эстетская версия блюза Дона Никса Goin' Down (Опускаюсь), и посвященная Мерилин бравурная Goddess Of Love (Богиня любви), незамедлительно ставшая хитом в США... А вот еще одна вещь Дилана, Don't Think Twice It's Alright, исполнена только под фортепиано, на котором сыграл Колин Гуд, и гармонику Ферри. Песня повествует о расставании с любимой: по словам самого Дилана, в ней он как бы разговаривает сам с собой, стараясь найти ободряющие слова и ругая неверную подругу. Пение Ферри, однако, наполнено меланхолией, то есть он опять делает все наоборот - но делает превосходно. Разумеется, неслучайно следующая композиция названа Nobody Loves Me (Никто меня не любит) - жалобы на коварных женщин продолжаются, на этот раз с полноценным аккомпанементом, в котором выделяется блестящее гитарное соло. Далее всех ждет небольшой сюрприз: кансона не кого-нибудь, а самого короля Ричарда Львиное Сердце Ja Nun Hons Pris (Речь пленника), исполненная хорошо поставленным сопрано Мэри Нельсон, плавно переходит в красивейшую композицию альбома A Fool For Love (Потерявший разум из-за любви), где поется о королях, королевах и прочих мудрейших людях, которые делают роковые глупости, поддавшись неодолимому чувству. Продолжает тему блюзовая баллада Goodnight Irene (Спокойной ночи, Айрин) великого Ледбелли, в которой герой, опять же потерявший голову от любви, собирается то утопиться в реке, то принять смертельную дозу морфия... Ферри, конечно, вновь перекроил песню под себя, умудрившись внести в нее что-то оскаруайльдовское, как будто обкурившийся Дориан поет с бродягами в опиумном притоне. Следом идет тревожная Hiroshima - стоны, вздохи и детские голоса плюс психоделическая аранжировка. Жутко красиво, как сказала бы Эллочка-людоедка. И окончательно завораживает гипнотическая San Simeon, где томному вокалу Ферри вторят голоса херувимов, унося в заоблачные выси. Разбивая это сонное царство, в альбом врывается One Way Love (Односторонняя любовь), несколько даже неуместная в своем оголтелом поп-мажоре, но маэстро видней, он любит делать наперекор, о чем мы уже говорили. И завершает пластинку изысканная, но холодная I Thought (Я подумал), сочиненная Ферри совместно с Брайаном Ино. Может быть, эта отстраненность - именно то, что нужно в финале предельно эмоционального полотна, которое представил денди с мятежной душой и пролетарским происхождением, Мистер Неожиданность - Брайан Ферри. Считаю, что этот альбом обязан быть в коллекции каждого любителя Roxy Music и просто хорошей музыки. А мы напоследок посмотрим прекрасное "живое" исполнение A Fool For Love с Крисом Спеддингом на гитаре и самим Ферри на гармонике.

Всем желаю здоровья! До новых встреч!💥