(ОКОНЧАНИЕ)
ПЛАСТИЛИНОВЫЕ СКАЗКИ
Лепить из пластилина интересно и полезно. Дети развивают мелкую моторику, воображение, образное и логическое мышление. Пластилин позволяет фантазировать, создавать любые формы и образы, также, как и рисование. Пластилин – материал для творчества и не случайно, что в мире лепка и рисование признаны основными видами детского творчества в дошкольном возрасте.
Пластилин должен быть достаточно мягким, чтобы ребенок мог лепить без особых усилий. Слишком мягкий тоже плохо. Желательно иметь многоцветные наборы пластилина. Пригодится стека или пластмассовый ножик, дети любят резать пластилин на кусочки, особенно самые маленькие. Выбирайте пластилин на растительной основе.
Лепить можно из частей или из целого куска. Из частей собирать фигурку легче, из целого куска лепят дети постарше, кто умеет уже достаточно хорошо работать пальцами – прищипывать, приминать, вытягивать. Здесь работает воображение и умение представить образ перед тем, как его лепить. Если вы лепите по образцу, то тут, конечно, вступают в силу другие законы и требования, нужно копировать, а для этого сравнивать, приравнивать и т.д. Маленькие дети плохо еще соизмеряют части в целом и то, что они лепят с образцом. К примеру, они могут слепить человечку большую голову и совсем тоненькие ножки. Соразмерность, соизмеримость частей приходит к ним постепенно по мере их развития и созревания. Поэтому вначале лучше дать возможность лепить ребенку, как он хочет, показывая ему некоторые приемы и простые формы.
Необходимо усвоить несколько приемов лепки: отрывание (отрезание) кусочков, разминание их, раскатывание, сминание, прищипывание (прижимание), катание шариков. Ребенок, не имеющий еще опыта лепки из пластилина нуждается в самом начале в том, чтобы ему помогли слепить что-то простое и это должно у него самостоятельно получиться. Первый маленький успех поведет дальше, на него ребенок будет опираться. Наверняка он будет неоднократно повторять то, что слепил, что у него получилось. В этом он утверждает свой успех, закрепляет его, приобретает уверенность.
Простые манипуляции с пластилином нужны каждому малышу, такие, как нарезание кусочков ножичком-стекой, отрывание, прижатие к плоскости. Эти первичные стадии лепки обязательно нужно пройти, и ограничивать ребенка не нужно, пусть возится с пластилином, сколько хочет, так он познает его свойства, привыкает к нему.
С детьми постарше (после трех лет) можно лепить сюжеты сказок, прочитанных предварительно или просмотренных мультфильмов. Сюжеты не должны быть сложными, длинными, количество персонажей не слишком большое. Очень хорошо, если вы подберете подходящую музыку, музыкальные произведения или их фрагменты и будете включать фоном для вашей сказки. Музыка всегда оживляет игру, придает ей образность и чувственность, эмоциональность.
Лепить надо вместе с ребенком за одним столом, чтобы он видел, как делаете это вы, что-то повторял за вами. Пример обязательно нужен, особенно в начале. Чему-то научившись, ребенок захочет делать что-то по-своему. Если ребенок уже может и хочет лепить один и делает это, не нужно ему мешать, пусть он погрузится в пространство своего воображения, эти минуты будут настоящей творческой жизнью ребенка. Но, если он нуждается в вас, то обязательно лепите вместе, даже всей семьей.
Если дома нет достаточного количества пластилина, чтобы не ломать слепленное ранее, то мы в этих случаях говорим, что не ломаем, а превращаем одно во что-то другое, новое. Процесс превращения близок ребенку и не вызовет у него протеста. Нужно сказать, что малыши, примерно до пяти лет, еще не привязаны к результатам своего творчества, а вот дети после пяти лет уже помнят о своих работах, спрашивают о них, хотят продолжить с ними играть, что-то в них добавлять, менять. У детей этого возраста развивается более долговременная память, они часто вспоминают, то, что было раньше, что раньше делали.
На фото несколько примеров того, что и как мы лепили с детьми дошкольного возраста в нашем Семейном клубе «Семицветик».
ЛЕПИМ ИЗ ТЕСТА
Лепить можно также из теста и в частности из соленого. Поделки можно раскрашивать, украшать. Также дети могут помогать родителям на кухне в реальном приготовлении чего-либо из теста и это очень хорошо и полезно. Не надо отстранять малышей там, где они могут справиться с простыми вещами и помочь своим близким. Для них это всегда радость.
РИСОВАНИЕ
Рисовать дома можно по-разному, на листах бумаги за столом или на мольбертах и даже на холстах. Рисовать можно карандашами, маркерами, фломастерами, акварельными, гуашевыми, акриловыми красками. Вначале малыши экспериментируют – пробуют наносить краски, познают материалы. Этот этап нужно обязательно пройти, если мы хотим, чтобы ребенок хотел рисовать и дальше. Не нужно навязывать детям шаблонов – показывать, как рисовать солнышко, травку, домик, пусть каждый рисует так, как хочет и может. Только в этом случае мы увидим индивидуальные работы, в которых кроется индивидуальность ребенка. Многие взрослые этим страдают, в особенности старшее поколение – показывают детям как надо рисовать, утверждая стереотипы, впитанные ими в своем детстве. Будем помнить слова Пабло Пикассо – «Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста».
У каждого ребенка в квартире должен быть, пускай даже небольшой, но свой уголок для творчества, где он всегда может найти карандаши, пластилин, краски, ножницы, клей, бумагу, где может в любую минуту что-то там свое делать, творить.
ЧТЕНИЕ
Жизнь ребенка без книги не мыслима. Мы все помним свои любимые книги детства, как их нам читали родные, как читали и рассматривали картинки сами. Создайте в своей квартире уютный уголок, и собирайтесь там каждый день с ребенком для чтения и просмотра хороших книг. Старайтесь выбирать для него добрые, умные и красивые книги, с хорошими иллюстрациями. Картинки в книге для ребенка дошкольного возраста важнее текста, он запоминает книгу по картинкам. Читайте не спеша, с выражением, старайтесь представить то, о чем читаете. Важна не скорость чтения, а способность проникать в смысл читаемого, воспринимать образно и представлять то, о чем читаешь. Маленькие дети нуждаются в повторение прочитанного им, также, как и рассказываемых нами сказок. Это нужно делать, в этих повторениях кроется не просто запоминание, укрепляются в сознании ребенка причинно-следственные связи, он постепенно начинает больше понимать и таким образом развивается его мышление.
ЧТО МЫ СМОТРИМ?
Дети, особенно дошкольного возраста, любят мультфильмы. Сейчас большое количество предлагаемых детям мультфильмов со всего мира. Среди них есть шедевры и есть очень плохие. Не касаясь отдельно этой важной и непростой темы, скажем, что лично мы, как родители и педагоги всегда скрупулезно отбирали то, что показывали своим детям, зная, как запечатлеваются видимые ими образы в их сознании и как они могут влиять на ребенка. Среди мультфильмов разных времен и стран мы особое предпочтение отдаем мультфильмам советского периода, и в основном 50-х и 60-х годов. Режиссер Карен Шахназаров назвал эти мультфильмы «Прививкой доброты». И действительно, все они без исключения несут в себе добро и правду, не только в смысле их реалистичности и красоты изображения, но и нравственно-этических ценностей. Во многих из этих мультфильмов звучит прекрасная музыка, написанная специально для них известными композиторами и записанная симфоническими оркестрами. Везде в этих маленьких шедеврах мы можем слышать хорошую речь и многокрасочные интонации больших актеров. На многих своих занятиях с детьми мы показываем на большом экране им какие-то из этих мультфильмов и рекомендуем нашим семьям. Для этого мы составили список 100 советских мультфильмов для домашнего просмотра.
100 СОВЕТСКИХ МУЛЬТФИЛЬМ ОТ СЕМЕЙНОГО КЛУБА «СЕМИЦВЕТИК»
1948г.
1. Дудочка и кувшинчик
2. Цветик-семицветик
3. Серая шейка
4. Первый урок
1949г.
5. Весенняя сказка
6. Сказка старого дуба
7. Чудесный колокольчик
1950г.
8. Волшебный клад
9. Желтый аист
10. Когда зажигаются елки
11. Крепыш
12. Олень и волк
13. Сказка о рыбаке и рыбке
1951г.
14. Высокая горка
15. Лесные путешественники
16. Сердце храбреца
17. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
18. Таежная сказка
1952г.
19. Валидуб
20. Сармико
1953г.
21. Братья Лю
22. Волшебная птица
23. Храбрый Пак
24. Полет на Луну
1954г.
25. В лесной чаще
26. Оранжевое горлышко
27. Соломенный бычок
28. Три мешка хитростей
29. Царевна- лягушка
30. Золотая антилопа
31. Гадкий утенок
1955г.
32. Ореховый прутик
33. Заколдованный мальчик
1956г.
34. Снеговик-почтовик
35. Аист
36. В яранге горит огонь
37. 12 месяцев
38. Кораблик
39. Лесная история
40. Миллион в мешке
41. Маленький Шего
42. Палка-выручалка
43. Чудесный колодец
44. Шакаленок и верблюд
45. Девочка в джунглях
1957г.
46. В некотором царстве
47. Верлиока
48. Исполнение желаний
49. Снежная королева
50. Храбрый олененок
1958г.
51. Грибок-теремок
52. Золотые колосья
53. Краса ненаглядная
54. Лиса и волк
55. Мальчик из Неаполя
56. Мы за солнышком идем
57. Первая скрипка
58. Тайна далекого острова
1959г.
59. Влюбленное облако
60. День рождения
61. Легенда о завещании мавра
62. Новогоднее путешествие
63. Похитители красок
64. Скоро будет дождь
65. Три дровосека
66. Янтарный замок
1960г.
67. Золотое перышко
68. Королевские зайцы
69. Человечка нарисовал я
1961г.
70. Дракон
71. Стрекоза и муравей
72. Чиполлино
1962г.
73. Сказка про чужие краски
74. Чудесный сад
1963г.
75. Баранкин, будь человеком
76. Беги ручеек
77. Дочь Солнца
78. Сказка о старом кедре
1964г.
79. Дюймовочка
80. Петух и краски
81. Храбрый портняжка
1966г.
82. Гунан Батор
83. Добрыня Никитич
84. Жу-жу-жу
85. Хвосты
1967г.
86. Маугли (все серии)
87. Паровозик из Ромашково
1969г.
88. Умка
1970г.
89. Обезьяна с острова Саругасима
90. Аргонавты
1973г.
91. Лиса и заяц
1974г.
92. Молодильные яблоки
1975г.
93. Василиса Микулишна
94. Илья Муромец
1978г.
95. Илья Муромец и Соловей-разбойник
1983г.
96. Путешествие муравья
1984г.
97. Сказка о царе Салтане
98. Сказ о Евпатии Коловрате
1985г.
99. Танцы кукол
1984г.
100. Земляника под снегом
Помимо всего перечисленного, с детьми можно делать всевозможные поделки из различных материалов с использованием ножниц, клея, липучек и различных украшений (пайетки, бисер и т.д.). Невозможно из нашей жизни с детьми исключить и такую важную вещь, как общение. Насколько оно важно и полезно, об этом много сказано, а насколько может быть интересным можно судить хотя бы из этих нескольких записей наших разговоров с ребятами дошкольного возраста, записанных нами на диктофон.
Вопрос: Для чего нужна Красота?
Ответы детей: Чтоб природа была; чтоб на Земле было красиво, а то не хочется жить в грязи; наверно, чтоб было красиво; красота нужна человеку, чтоб он жил; чтобы радовать людей; она даёт жизнь, она даёт красоту, без неё нельзя жить, потому что она даёт всякие плоды, ну… всё короче; красота везде нужна, красота – это когда чисто, хорошо, хорошо в красоте находиться, очень приятно человеку, когда красиво, она нужна потому, что она красивая, она в каждом доме нужна, везде нужна.
Вопрос: Что тебе запомнилось больше всего в жизни?
Ответы детей: Когда мне мама подарила сумочку; наверно, Бог, да, Бог, я во сне видел Иисуса; то, что меня папа ударил по голове; ничего; запомнилось, как мы заблудились в лесу; как я в первый раз поехала в цирк; у меня папа умер; по-моему, первый раз Новый Год; у Кати есть класс, они там учатся, и я вместе с их классом ездила в цирк.
Вопрос: Что бы ты хотел сделать?
Ответы детей: Чтобы было лето и никогда зимы не было; чтобы мне каждый день давали по два торта; чтобы в садике было больше игрушек, конструкторов, машин; чтобы у меня был настоящий конь; чтобы зла не было; добро сделать.
Вопрос: Что бы ты пожелал взрослым?
Ответы детей: Чтоб они не болели; чтоб они много жили; чтоб они всегда были добрые.
Вот то немногое, чем мы хотели поделиться с вами, уважаемые родители. И в заключении хочется сказать: – давайте жить с нашими детьми полнокровной, интересной жизнью и радоваться, что она у нас есть!