Капоэ́йра — бразильское национальное боевое искусство, сочетающее в себе элементы танца, акробатики, игры и сопровождающееся национальной бразильской музыкой. Как боевое искусство отличается специфической биомеханикой движений, использованием низких положений, ударов ногами, подсечек и, в некоторых направлениях, обилием акробатики. Уникальной особенностью капоэйры являются варианты боевой стойки с опорой на три конечности, уклоны прогибом и использование одной или обеих рук в качестве опоры.
С помощью ударов из капоэйры можно научиться отбиваться от хулиганов, но учить этому будут не везде и не сразу, так что если стоит именно такая задача — то лучше сразу в крав мага, ММА, бокс и так далее. Капоэйра — она гораздо больше, чем просто про подраться. Отправить соперника в нокаут никто не запрещает, но для капоэйристов это было бы слишком просто: здесь больше ценится моральное превосходство. Запутать соперника неожиданными движениями, навязать ему свой темп, лишить пространства для маневра и в конце бахнуть его об пол одним точно рассчитанным ударом или подсечкой — гораздо интереснее.
Капоэйра — это боевое искусство от раздолбаев для раздолбаев
Но часто в капоэйре и правда «танцуют». Вернее сказать — дурачатся: капоэйристы часто описывают свое занятие глаголом «vadiar», что в числе прочего переводится как «лениться, бездельничать». Прописывать с ноги и ронять оппонента на пол тут принято с улыбкой. Отчасти дело в традиционном позитивном отношении бразильцев к жизни, но не только в этом: помимо «vadiar», в капоэйре есть еще одно ключевое понятие — «malicia», то есть хитрость. Капоэйра зародилась в бразильских социальных низах, среди бандитов, так что коварство тут — весьма одобряемая черта характера.
Хаотичная история зарождения капоэйры вообще объясняет многое. Здесь нет «главных» школ и мастеров, а формат встреч определяется настроем и личными целями их непосредственных участников. Можно подраться, можно просто подвигаться и попрыгать, можно всего понемногу. Для любителей всего этнического и разной мистики есть стиль «ангола»: внешне медленная, но внутренне стратежная и коварная игра, где надо угадывать действия противника на несколько ходов вперед, как в шахматах. Ее полная противоположность — стиль «режионал»: здесь почти не бывает акробатики (вообще, сложная акробатика в капоэйре — сравнительно новая штука), зато есть бешеная скорость и тотальная бомбардировка ударами, пропустить любой из которых — гарантированный способ заработать отпуск в больнице
Капоэйра неразрывно связана с музыкой
Нельзя просто так взять и заняться капоэйрой: в комплекте с движениями и потогонными тренировками в нагрузку идет как минимум игра на нескольких музыкальных инструментах, как максимум — еще несколько народных афро-бразильских танцев и португальский язык. Музыка и песни в капоэйре совершенно необходимы, они задают настроение всему происходящему, ведущие роды (обычно это мастера или старшие ученики) буквально дирижируют происходящим. С непривычки это может показаться странным, но на деле это дико круто — как если бы каждую драку обязательно сопровождал саундтрек, как в боевиках. Ведь в любой драке тоже есть ритм, это обусловлено логикой человеческой анатомии и биомеханики: чтобы мощно бить, нужно мощно замахиваться, часто всем телом, а делать это лучше всего получается именно в ритме. Свой ритм есть в любом боевом искусстве, но только в капоэйре он в обязательном порядке обрамляется музыкой, и эту особенность со временем начинаешь безумно ценить.
Есть и другой момент. Песни в капоэйре живут своей жизнью и выступают носителем информации. В некоторых из них рассказываются фольклорные истории, в других славят легендарных мастеров, духов ориша (из пантеона афробразильской религии кандомбле) и католических святых, третьи могут служить в качестве метафоры на происходящее в кругу, а кроме того ведущим роды не возбраняется переходить на фристайл и комментировать происходящее в форме песни. По этой причине тоже очень желательно знать португальский, это делает занятия капоэйрой во много раз интереснее. Про инструменты лишний раз повторяться не буду: во многих школах бессмысленно рассчитывать получить следующий пояс без умения проявить себя в оркестре.
Таким образом выходит, что капоэйра так или иначе заставляет развиваться сразу в нескольких направлениях. Возможно, по этой причине процесс обучения в капоэйре довольно долгий — чтобы освоить джентльменский набор ученических навыков, можно потратить десять лет и больше; путь до мастерского пояса редко занимает меньше двух десятков лет. Выдержки и запала хватает, прямо скажем, не всем.