Найти тему
Iren Adler

Зулейха: Поднимите мне веки! Не вижу.

Принято считать, что фраза "Не читал, но осуждаю" принадлежит некому малообразованному представителю из народа, тому самому простому человеку, который во времена Советской власти всегда "одобрямс". Это такой зазомбированный, идеологически зашоренный индивидуум, который не способен мыслить самостоятельно, и послушно исполняет все, что ему скажут вышестоящие товарищи. Я сама долгое время так считала. И не могла понять - ну как такое может быть? Как можно осудить, даже не попытавшись понять? Оказывается, можно. И я сама оказалась в лагере этих "осуждающих".

Чулпан в роли Зулейхи. Я не смотрела, но осуждаю сразу и бесповоротно.
Чулпан в роли Зулейхи. Я не смотрела, но осуждаю сразу и бесповоротно.

Кстати, слова "Не читал, но осуждаю" первым произнес отнюдь не тот дядя Вася из народа, которому их приписывают. Первым таким вот образом выразился многоуважаемый Виссарион Белинский, служивший долгие года неоспоримым авторитетом в области русской литературы. И относились его слова... к кому бы вы думали? К идолу великих укров - Тарасу Шевченко! Более того, он назвал сочинения "великого кобзаря" пасквилями! Не читая!!!

И я вполне его понимаю! Действительно, вовсе не обязательно читать всевозможные пасквили, пачкать о них свой разум и свою душу, чтобы понять, что это... да, пасквили. И сколько бы мне не твердили, что следует отделять творчество от автора, я с этим никогда не соглашусь. Произведение, любое, прежде всего автопортрет! Автор транслирует через свои книги или картины свое видение мира, свою идею. И если эта идея ложна, пакостна, грязна, то и произведения будут полны лжи и пакости. Вот вы будете читать Быкова, посмотрев на его рожу? Я не буду.

Не читала и никогда не буду!
Не читала и никогда не буду!

Михаил Афанасьевич Булгаков тоже отличился. Помните, как у него Мастер говорит поэту Бездомному, что стихи ему не нравятся, хотя он их не читал? А почему? Да потому что достаточно взглянуть на пустышку-автора.

Теперь что касается этой раскрученной Зулейхи. Знаете, почему я не буду ее ни читать, ни смотреть? Почему я зачислила это произведение в разряд либеропропаганды? Да потому что там проталкиваются страдания бедной бедной татарочки, которую едва не съели очень злые русские!

Если произведение настойчиво делит жертв и палачей по национальному признаку или по идеологической принадлежности, лично для меня это произведение огромная куча дурно воняющей лжи. Пусть даже оно и написано неплохо.

Бедная бедная татарочка! Ай, ай, ай. И свекровь у нее упырь, и муж у нее тиран. Так это нормально для мусульманских семей. Это и сейчас у них нормально. Почему мы должны жалеть татарочку? А почему не узбечку? Или турчанку? Или какую-нибудь мавританку? Если уж поднимать вопрос свекровей-упырей и мужей тиранов, так почему же не всех мусульман? Да и не только мусульман. Везде свекровей-упырей хватает. Почему только бедная татарочка? Мне других тоже жалко.

Кстати, так как я большую часть жизни прожила в мусульманской стране, то очень хорошо знаю, в кого превращаются вот такие зулейхи. Они превращаются в свекровей-упырей! И точно так же гнобят своих невесток. Нормальная "дедовщина". Это общечеловеческая проблема, а вовсе не проблема исключительно татарского народа.

И на что эта Зулейха открывает глаза? Вероятно, на то, какая прекрасная страна Америка. Подтекст явно читается. А автор книги в курсе, что в эти 30-е годы творилось в этой благословенной Америке? Это были годы Великой депрессии. На эту тему авторша могла бы почитать хотя бы Стейнбека "Гроздья гнева", об адской жизни сезонных рабочих. Я очень сомневаюсь, что, перенесись ее татарочка туда, ей бы там понравилось. Возможно, молила бы судьбу, чтобы вернули ее к злым русским.

Я нисколько не отрицаю, что в истории России были страшные страницы. Было и раскулачивание, были и репрессии. Но где этого не было?? История какой страны белая и пушистая? Да нет такой страны.

Нет такой страны. Вся мировая история залита кровью. Везде!

Везде были и есть несправедливости, осуждение невинных, кровавые репрессии, войны, геноцид.

Камень может бросить лишь тот, кто сам без греха.

А таких в мире нет.

P.S. Почему Шекспир вечен? Да потому что нет у его персонажей национальной принадлежности. У него все условно, привязка к местности и нации чисто декоративные. Какое-то Датское королевство. Да оно может быть где угодно, даже в Китае. Вот почему Шекспира никогда не забудут. А Зулейха через пару лет пойдет на макулатуру.