Каждый работодатель хочет, чтобы его работник мог стать лучше, эффективнее, мог сосредоточиться на достижении успехов и повышении уровня карьеры. Для одних это движущая сила для действий, для других это причина самоизоляции и повышенного стресса. Усиление конкуренции и стремление к достижению лучших результатов на работе иногда приводит к формированию негативного отношения в рабочей среде, что может привести к возникновению трудных ситуаций, как для работника, так и для работодателя. Результатом нездоровой конкуренции и борьбы за лучшие результаты труда среди работников может стать «моббинг», рост которого с годами становится все более заметным.
Есть два источника опасности насилия на работе.
Первое - это действия третьих лиц против работников. Работники, которые имеют контакт с клиентом, чаще всего сталкиваются с такими ситуациями. Это могут быть сотрудники АЗС или банковских отделений, а также люди, занятые обслуживанием клиентов. Полицейские и солдаты, для которых насилие вписано в их профессиональную роль, являются крайним примером. Однако это не просто прямое нападение. Например, сотрудникам колл-центра приходится сталкиваться с косвенным насилием.
Стороннее насилие над сотрудниками - это вопрос адекватной безопасности и правильной организации рабочего места. Чтобы минимизировать эту угрозу, используются электронные системы безопасности и персонал службы безопасности. Введены процедуры для предотвращения непосредственной угрозы сотрудникам со стороны агрессии, например, от неудовлетворенных клиентов или пациентов. Конечно, решения, поддерживающие сотрудников с психологической точки зрения, также имеют большое значение. К ним относятся: обучение (например, уверенность в себе, работа с трудным клиентом), доступ к психологической помощи, кризисное вмешательство и консультирование.
Вторым источником насилия являются сами сотрудники против своих коллег, подчиненных или начальства. Проблема насилия среди коллег гораздо более распространенное явление, потому что можно дать общие принципы для этого явления, независимо от того, имеет ли место насилие в большой корпорации, небольшом магазине или производственном цеху.
Этот тип насилия включает угрозы унижения, физического насилия или сексуальных домогательств, а также моббинг, то есть поведение, направленное против работника, состоящее в постоянном и длительном преследовании или запугивании с целью унизить, высмеять или исключить из группы коллег.
Что это за феномен и действительно ли моббинг является проблемой?
Моббинг означает любые действия и поведение, относящиеся к работнику или направленные против него, состоящие в систематических и долгосрочных преследованиях и запугивании работника, которые сопровождаются заниженной оценкой его профессиональной пригодности, побуждают или стремятся унизить или высмеять работника, изолировать его от коллег или способствовать его увольнению.
Это действия и поведение в отношении работника или направленные против работника, систематическое и длительное преследование и издевательства, способствующие появлению чувства заниженной оценки профессиональной полезности, унижения или высмеивания работника, изоляция его от коллег или исключение из группы коллег.
Определение моббинга довольно общее, поэтому давайте попробуем уточнить, что означают отдельные элементы определения моббинга.
Запугивание и преследование
Издевательства - это запугивание и преследование работников. Одним из условий признания домогательства или запугивания работника моббингом является продолжительность этих действий.
Поэтому если вас на работе сгоряча кто-то назвал ругательным словом или накричал на вас, можете ответить ему тем же или промолчать – спустя время он обязательно придет с извинениями. Но если вас оскорбляют на протяжении длительного времени, то это значит, что против вас применяют моббинг. Моббинг, наравне с буллингом, травлей и домогательствами является нарушением гражданских прав гражданина и регулируется по статьям ГК РФ, а иногда и УК РФ. Следует помнить, что психологическое насилие – это такое же насилие, как и физическое насилие.