Наше правительство – это, наверное, как наша сборная по футболу. Как ни бегают, как ни тужатся, как допинги всякие ни жрут, а по воротам все равно не попадают. Побед – с гулькин фиг.
Вот и сейчас с самоизоляцией – это решение в ситуационной перспективе, может, и правильное. Но провальное уже в краткосрочной.
Тому есть ряд причин. Во-первых, когда народ безвылазно сидит дома, всякие мысли в голову лезть начинают. Отвлекающих-то факторов, по сути, нет. Работа, погода, транспорт, школы, дачи, развлечения – все, этого ничего уже нет. Закрыто.
Все сериалы пересмотрены, все книги перечитаны. Гречка – приготовлена сотнями способов (включая бабушкин рецепт химическим карандашом на листке отрывного календаря).
Карты-шашки-шахматы-домино – переиграны. Да и играть-то, по сути, не с кем. Ты за это время уже успел все карты по тыльной стороне выучить – по конфигурации пятнышек на них. Прям хоть сам игры придумывай. Как, например, я:
И вот тут-то тебе и начинают в голову мысли лезть. И ты начинаешь отлично осознавать, что впереди никаких хороших вариантов просто не остается. Вот, например, оставь нашего человека без дела надолго – он тут же бухать начнет. И когда закончится карантин / самоизоляция – в стране будет эпидемия алкоголизма. А это – сразу потеря производительности труда. Даже если этот труд еще будет востребован. А с этим тоже вопрос.
Можно, конечно, запретить продажу спиртного, но это будет еще хуже. Во-первых, будет взрывной рост агрессии и негатива по отношению к власти (а оно и сейчас неплохо растет). Во-вторых (как следствие), народ выйдет на улицы – а многие наши властюки отлично помнят горбачевские алкогольные (а также табачные) бунты.
А на эту алкоголизьму наложится еще ряд эпидемий. Например, массовая безработица. Сейчас закрываются многие предприятия сервиса и торговли – и восстановления их объемов просто не будет. Соответственно, сократятся и рабочие места.
И вот тут отметим два фактора.
1. Доходы населения уже с ноября 2019-го ушли в крутое пике, и оснований для их роста нет. Вообще, они падают аж с 2014-го, но пике - это ноябрь 2019-го.
У людей просто нет денег – соответственно, снизится выручка у торговых и сервисных предприятий. А именно эти предприятия были двигателем экономики на местах – потому что у нас с 1990-х действует такая экономика, при которой развивать "купи-продай" выгоднее, чем производить что-либо.
2. Предприятиям правительство предоставляет всего лишь отсрочку по налогам и сопутствующим платежам. Понимаете – отсрочку, а не отмену. Плюс опять же, кредиты на выплату зарплат неработающим сотрудникам. НО: эти платежи все равно надо будет выплачивать. А с каких шишей, если у народа нет денег? Вот не понесет народ в кассы свои денежки (а он не понесет) – и что дальше? А дальше ты получаешь ноль поступлений и кучу долгов перед государством. Которые государство с тебя начнет взыскивать в ударном порядке (в ударном – в том числе и в самом прямом смысле, силами приставов и МВД). Зам-ме-чательно, ага.
Да, к этому еще добавим падение цен на нефть и газ (я имею в виду мировые цены, а не российские – в России газ для населения в июле традиционно подорожает). То есть, приток валюты в страну резко снизится (привет доллару по 100 рублей).
Так что, наблюдаем очень хреновую тенденцию: обнуление доходов населения, обнуление доходов и вал банкротств предприятий, коллапс торговли и производства, непоступление налогов в бюджет (пипец социальным обязательствам от государства), сомнительная способность государственной власти сдерживать цены на социально-значимые товары (курица уже по 126 рублей за кило, в феврале была по 106).
Добавим к этому общее депрессивно-угнетенное состояние людей, которое будет обязательно переходить в агрессию и социальный протест с политическими требованиями. Я полагаю, это начнется уже в августе-сентябре 2020-го. Какую это примет форму – массовые митинги со стрельбой как в 1917-м или гражданское неповиновение как 1989-91-м – пока не известно.
Эти обстоятельства обострят и так уже немаленькие противоречия между народом и властью (не забываем о противоречиях внутри самой власти) и приведут к ускорению развития революционной ситуации. Нравится кому-то это или нет, но таков закон общественного развития. Ленин свою теорию не с потолка взял – он был очевидцем аналогичных событий.