Все знают про военный нейтралитет Швеции. Но так ли это? СССР и гитлеровская Германия смогли вовлечь ее в войну.
БОРИС ЕГОРОВ
В ходе Второй мировой войны Швеции, на протяжении 125 лет умудрявшейся не участвовать ни в каких войнах и не вступать ни в какие военные союзы, пришлось частично пожертвовать своими внешнеполитическими принципами.
Отход Швеции от политики нейтралитета произошел как вынужденно под давлением Третьего Рейха, так и вполне добровольно как реакция на действия Советского Союза.
«Дело Финляндии - наше дело»
Нападение СССР на Финляндию 30 ноября 1939 года было воспринято в Стокгольме чрезвычайно болезненно. Шведы опасались, что в случае поражения и оккупации их восточного соседа, их страна может быть следующей.
Вместо традиционного провозглашения своего нейтрального статуса в конфликте, Швеция объявила себя «невоюющим» государством, что означало следующее: страна не примет прямого участия в Зимней войне, но оставляет за собой право оказать всестороннюю помощь финнам.
В Финляндию потянулись караваны шведских военных грузов для организации эффективной обороны. Среди прочего страна получила 800 морских мин, около 350 полевых, противотанковых и зенитных орудий, 135 тысяч единиц стрелкового оружия, а также более более 20 самолетов. Шведское общество так настойчиво призывало свое правительство к оказанию помощи Хельсинки, что о возможной негативной реакции Москвы руководители даже не думали.
Кроме этого, помочь финнам воевать с Красной Армией отправились шведские добровольцы. В данном случае Стокгольм мог быть спокоен - даже нейтральное государство не могло помешать своим гражданам служить в войсках сражающихся стран.
Шведский корпус
8260 человек вступили в Шведский добровольческий корпус. При этом полностью шведским он не был - в его составе насчитывалось также 725 норвежцев.
«Чистый идеализм, братское чувство, карьеризм, авантюризм и, возможно, даже желание почетного конца безнадежной жизни», - перечислял доброволец Свен Рабе причины, заставлявшие, по его мнению, шведов отправляться на войну с русскими. (Lars Gyllenhaal. Svenskar i krig 1914-1945. Historiska media, 2004).
Финны не стали бросать шведов в самое пекло на карельский перешеек. Корпус отправился на более спокойный участок фронта в Лапландию. За все время нерегулярных столкновений с врагом он потерял 33 человека. Действовавшая в стране шведская добровольческая эскадрилья отметилась 12 воздушными победами, потеряв при этом два самолета.
Шведы не оказали серьезного влияния на ход боевых действий, но как отметил финский исследователь Эрик Аппель в своей работе «Финляндия в войне» («Finland i krig»), благодаря им финские военные и гражданское население чувствовали столь необходимую им тогда моральную поддержку.
Война-продолжение
Когда в 1941 году Финляндия присоединилась к походу Гитлера на восток, в Швеции восприняли этот шаг неоднозначно. Здесь речь уже не шла о выживании и борьбе за независимость, поэтому желающих сражаться с советскими солдатами было куда меньше, чем в Зимнюю войну.
Из 800 добровольцев сформировали Ханко-батальон, отправленный на одноименный полуостров для участия в осаде советской военно-морской базы. Примечательно, что в него вступило много ветеранов Зимней войны, приехавших, как они выражались, «доделать работу». После эвакуации с Ханко советских войск в декабре 1941 года, батальон был расформирован.
Следующим шведским формированием в составе финской армии стала так называемая рота Свирь, названная так в честь реки около Ладоги, где и действовали добровольцы. Образованная в составе 13-ого пехотного полка финской армии в феврале 1942 года, она существовала куда дольше предшественника, вплоть до самого выхода Финляндии из войны в сентябре 1944 года.
На службе Гитлеру
Еще меньше, чем в финскую армию, шведских добровольцев отправилось служить в германские войска. От 200 до 315 человек вступили в воинские формирования СС после начала операции «Барбаросса».
Шведская пресса откровенно называла этих людей нацистами, и в большинстве своем по своим убеждениям они ими и являлись. Испытывая страх перед красной угрозой, они ехали на восточный фронт «бороться против большевизма и иудейства».
Наибольшее присутствие шведов было в дивизиях СС «Викинг» и «Нордланд». Но ни там, ни там они не составляли и десяти процентов от общей численности.
По мере того, как военная удача отворачивалась от Третьего Рейха, дезертирство среди шведов увеличивалось. Многих вернуться на родину заставила открывшаяся им правда о зверствах немцев на востоке. Тем не менее, и среди защитников Берлина в апреле 1945 года оставалось немало шведских эсэсовцев.
Новая родина
Шведов, сражавшихся против Советского Союза, было неизмеримо больше тех, кто защищал его с оружием в руках. Общее количество последних не превышало несколько сотен человек, львиную долю из которых составляли эстонские шведы.
Веками жившие на островах Балтийского моря, эстонские шведы летом 1940 года оказались в составе Советского Союза вместе с тремя прибалтийскими республиками. Вскоре после немецкого вторжения, триста из них были мобилизованы в Красную Армию.
В основном шведы, не принимавшие советский уклад жизни, массово дезертировали. Тем не менее, были и те, кто прошел боевой путь до победы, и даже дальше. Так рядовой Оскар Фриберг сражался не только в Сталинградской битве, но и против остатков немецкой армии в Курляндии в мае 1945 года, когда капитуляция уже была подписана.
Первое время не зная русского языка, вспоминает Фриберг, ему приходилось общаться с сослуживцами на языке жестов. «Сначала мало что понимал, но затем уже спокойно общался. Я же не один там такой был. У нас и узбеки, и татары, и казахи были, которые вообще ничего не понимали. Так что на то, что я швед, никто внимания не обращал», - говорит Оскар.
За власть рабочих
Несмотря на то, что шведов добровольно воевавших за СССР было не так много, среди них были те, кто, будучи коммунистами, считали это великой честью.
Так еще в период Зимней войны на Карельском перешейке сражался танкист Фредрик Оберг. «Шведский товарищ» обосновался в Советской России еще с Гражданской войны. Позже во время войны с немцами он будет участвовать в обороне Ленинграда.
Швед Пелле Ханссон приехал в СССР из Бразилии на постоянное место жительство в 1930-е годы. Уже в качестве советского гражданина он принял участие в советско-финляндской войне, в которой и погиб.
Одним из наиболее заметных советских шведов времен Второй мировой войны стал Андерс Густафссон. Посетив Советский Союз в середине 1920-х в составе делегации шведских коммунистов, он был поражен как там «защищены права рабочих» и вскоре переехал туда навсегда.
В качестве военного переводчика с немецкого языка и сотрудника отдела пропаганды, майор Густафссон прошел блокадный Ленинград, участвовал в сталинградском сражении, освобождении Крыма и Восточной Пруссии, за что и был награжден Орденом Отечественной войны.
Читайте также: Как французы сражались против СССР, чтобы отомстить за Наполеона