Найти тему
Олег Рой

У нас еще есть шанс остаться самой читающей страной

На днях опубликовали открытое письмо писателей и издателей Президенту. Я очень рад этому. С самого начала я поддержал эту инициативу, и, признаться, печально удивлен, что моей подписи не оказалось в итоговом тексте письма. Ну, что поделать, видно, суета. Но важно то, что такое обращение появилось.
Возможно, благодаря коронавирусу нам удастся все-таки обратить внимание общества на то, что происходит в сфере книгоиздания в России. Я уже долгие годы говорю об этом. Говорю на всех своих выступлениях, на самых разных площадках и в разных форматах. К сожалению, мой голос не был услышан. Надеюсь, сейчас эту мысль все-таки услышат.
Россия всегда была читающей страной, а ее литература – драгоценной жемчужиной в ее короне. Многие знают Россию благодаря ее великим писателям, внесшим в сокровищницу мировой литературы поистине царский вклад.
Благодаря этому, благодаря тому, что с детства русский человек приобщался к чтению, мы создали самые передовые системы образования, вышли на передний край науки. Обучение любого специалиста, на самом деле, начинается не в вузе, не в школе - оно начинается с детской книжки, с первой сказки, прочитанной по слогам.
Когда-то это понимали, и книга была доступна каждому. Сегодня научный прогресс шагнул далеко вперед, и книгоиздание уже не требует таких затрат, как раньше – но книга с каждым днем все дороже, а потому все менее доступна. Дети не читают, люди с небольшим достатком не читают. Сейчас модно винить в кризисе образования и падении качества абитуриентов ЕГЭ, но думаю, дело в другом. Подрастает не читающее поколение. И это очевидно для меня, как человека с педагогическим образованием.
Книга важна. Ее нельзя заменить телевиденьем или интернетом. Книга развивает фантазию, фантазия – основа для творческого мышления, без которого невозможно создать что-то новое. Творческое мышление, воображение необходимо всем, в том числе, и людям технических профессий, и ученым, имеющим дело с абстракциями. Но мозг учится создавать новое именно в процессе чтения! Я люблю мультфильмы, с удовольствием их создаю, но даже самый лучший мультфильм не заменит детскую книгу. Мультфильм дает законченный образ, в нем не требуется фантазия, тогда как при чтении ребенок именно учится представлять то, что не видит. Это основа для навыка создания чего-то нового – в любой сфере.
Например, если посмотреть на ситуацию в смежной отрасли – киноискусстве. О том, что последнее время в России снимают очень слабое кино, не говорит только ленивый. Но почему так происходит? Государство благоволит к кинематографистам, а продукт на выходе получается, прямо скажем, плохой. Конечно, у российского кино целый клубок проблем, но я считаю, что одной из главных является то, что русское кино делают люди, которые не читают. Я сам с этим сталкивался и слышал от других экранизируемых Авторов. Продюсер не хочет читать роман. Режиссер, даже сценарист требуют не роман, а синопсис на десять – пятнадцать страниц. И не потому, что они плохие или бездарные. Они просто не приучены читать. У них не развито то самое воображение. Актеры не читают – и потому у них слабая актерская игра. Они не могут представить, как поступает их герой. Они нуждаются в четких инструкциях. И фильм, в итоге, получается неживой, неестественный, мертворожденный. В него нельзя погрузиться, как в те фильмы, которые снимали читающие режиссеры и в которых играли читающие актеры. Зритель не верит такому фильму – потому, что его создатели сами не имели этой веры, которая развивается именно чтением, притом чтением художественной литературы, больших романов.
И это только один пример. Можно привести их множество, даже из областей, далеких от искусства, таких, как самолётостроение. Известный авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев мог одним взглядом оценить лётные качества самолета – почему? Потому, что у него было развито воображение. А развивает его именно литература, начиная с детской. Потому лично я вижу катастрофу не в сиюминутной ситуации на рынке, а в долгоиграющей политике книгоиздания. Но суть остается та же: книга должна стать товаром первой необходимости.
Должен, однако, заметить – это касается не только государства, но и самих книгоиздателей. Чтобы книга стала товаром первой необходимости, ее надо не только объявить, но и сделать таковой! Что это значит? В аптеках цены на лекарства регулируются государством, чтобы лекарства были доступны всем слоям населения. Очень уж велико искушение делать сверхприбыль на том, в чем человек нуждается. Если книга – товар первой необходимости, то и цена ее должна регулироваться, чтобы сделать ее доступной.
В этой связи обращаю внимание еще на один аспект. Конечно, нам необходимо иметь максимально широкий доступ к мировому культурному наследию, но не за счет нашего собственного. Культура – мягкая сила России. По сути, культура – это вторая армия государства. Развивать национальную культуру необходимо.
Но кто главный в литературной деятельности? Конечно, Писатель. Тот, кто непосредственно создает книги. Вместе с тем, нет на нашем рынке существа более бесправного, чем Писатель. Нам достаются крохи от того, что получает издательская машина. Наши доходы от книг, которые кормят огромную структуру издательств и книжной торговли, едва позволяют многим из нас сводить концы с концами. Как может появиться сейчас новый великий писатель, если книги приходится буквально печь, как горячие пирожки? Если для того, чтобы удержаться на плаву, надо сдавать четыре – пять полноценных романов в год? Достоевский написал «Игрока» за месяц, и это было ужасным испытанием для него. Для нас это – практически, норма.
И, конечно, от этого страдает качество. И все равно – есть предел для творчества, даже если пишешь так, будто стоишь у конвейера. Самый простой роман требует у состоявшегося автора минимум два месяца работы. То есть, шесть романов в год – это загоняя себя, как лошадь. Поэтому, ля того, чтобы выжить, писатель вынужден заниматься еще чем-то, помимо писательского творчества. Я, слава Богу, сумел найти такую возможность – я создаю мультипликационные фильмы. Они востребованы и у нас, и на международных площадках. Они признаны во всем мире, мои мультфильмы получили массу наград и закупаются известными прокатчиками, такими, как Нетфликс и IVI. За счет этого мне выдается выживать, хотя создание мультфильмов требует огромных вложений. Зато, хотя бы, есть какая-то отдача.
Но такая возможность есть далеко не у всех, более того, окно возможностей для писателей с каждым годом сжимается все больше и больше.
И это еще не все проблемы, встающие перед Писателями в России. Теоретически, закон защищает авторские права. На практике, отнять у писателя права на его произведения проще простого. Мы поставлены в такое положение, при котором у нас просто нет выбора. Мы заключаем невыгодные для нас контракты и отдаем выстраданные нами книги за копейки, потому, что семью кормить надо, и другого выбора нет. С нами можно делать все, что угодно, мы не можем ставить никаких условий.
И не из-за коронавируса. Эта практика сложилась не вчера. Сегодня, конечно, нам еще труднее. Потому, что «оптимизируют» и сокращают расходы за наш счет. Именно нам говорят: потерпите, вы же понимаете, какова сейчас обстановка. Не понимая, что, если писатель умрет – кто будет писать для них? Они, конечно, уверены, что поток молодых талантов не иссякнет. Действительно, богата талантами земля Русская. Но писателя нужно еще подготовить. Гении со школьной скамьи, конечно, бывают, но их очень мало.
Я хочу, чтобы меня услышали. Я полностью согласен с тем, что книга должна стать товаром первой необходимости. Но не для того, чтобы только упростить жизнь издательствам – прежде всего, для того, чтобы упростить доступ к литературе для читателей. История русской литературы не заканчивается на Достоевском или Шолохове – русская Литература жива! Она и сегодня может восхищать и очаровывать. Она и сегодня может быть востребованной и вызывать ажиотаж.
Мои детские книги читают дети. Они постоянно приходят на встречи со мной. Мы можем сохранить читающее поколение, можем остановить и повернуть вспять падение уровня образования.
Если сейчас, сегодня примем правильное решение. Пусть и благодаря коронавирусу.
Ваш Олег Рой

Олег Рой. Фото из домашнего архива
Олег Рой. Фото из домашнего архива