К началу I в. до н.э. Римская республика пребывала в тяжёлом кризисе. Его непосредственной причиной стали победоносные войны. Рим завоевал и покорил множество богатых земель, побеждённых массово обращали в рабство. На латифундиях крупных римских землевладельцев трудились рабы, свободные крестьяне не могли с ними конкурировать и разорялись. Их землю скупали те же землевладельцы, полностью игнорируя законы, защищавшие права крестьян. Рабы также работали на больших мануфактурах, массовое производство разнообразного ширпотреба было поставлено на поток. Из-за этого разорялись мелкие ремесленники.
Но самым худшим было другое. Римскому легионеру после окончания его срока службы полагался земельный надел. После реформ Гая Мария в армию стали массово набирать и неимущих, для которых обещание земли было главных стимулом для верной службы. Вот только свободная земля в Италии закончилась. Те, кому доставались участки в Южной Галии или Испании, могли считать себя счастливчиками. Но вскоре ветеранам стали выдавать наделы в Северной Африке, на землях бывшего Карфагена, а то и где-нибудь во Фракии, рядом с отнюдь не мирными варварскими племенами.
Представим нестарого ещё римского солдата, который закончил службу и вернулся к мирной жизни. Ему выдали положенный земельный участок, но так далеко, что он сразу же продал ему первому попавшемуся перекупщику и остался в столице. Но Рим теперь — город богачей и патрициев. Все цены в нём, особенно на сколько-нибудь приличное жильё, взлетели до небес. Обзавестись семьёй нечего и думать, равно как и пытаться купить собственный дом. Приходится ютиться в съёмной комнате в инсуле, перспектив никаких. И тут ему встречается бывший сослуживец и предлагает работу.
«Что за работа? Да, привычное дело для солдата, кое-кому переломать ноги и прочие конечности. А кто платит? Политик. Не надо воротить морду, это правильный политик, наш, он за простой народ. Вот его соперник — тот злодей и коррупционер. Наш политик хочет, чтобы таким как ты и я бесплатно раздавали хлеб и бесплатно же пускали в цирк посмотреть на гладиаторские бои. Его соперник, наоборот, горой стоит за богачей и прочее жульё. Хуже того, этот злодей набрал шайку всякого отребья и они избивают порядочных избирателей, не давая им голосовать за нашего политика. Как ты считаешь, мы должны дать урок этим подлым бандитам? К тому же, нам за это ещё и заплатят».
В результате в Риме во время выборов происходили массовые потасовки, а то и натуральные побоища с убитыми и раненными. Власти осознали, что спасти положение может только вооружённая сила. Но ведь ту же силу можно использовать и для того, чтобы привести к власти своих людей и отстранить от неё конкурентов. Так появились первые претенденты в единовластные правители — Сулла и Марий. Противостояние между ними вылилось в кровавую и долгую гражданскую войну.
Среди патрициев, бывших некогда опорой республиканской власти, появились сторонники неограниченной во времени диктатуры (диктатор с чрезвычайными полномочиями по римскому закону мог назначаться на 6 месяцев). Им надоело опасаться за свою жизнь и имущество, которым угрожали постоянные бунты черни. Римский средний класс также мечтал о власти какого-нибудь единовластного лидера, который защитил бы их от произвола богачей, обеспечил стабильность в стране и уверенность в завтрашнем дне. Плебс хотел, как обычно, «хлеба и зрелищ», и был готов поддержать любого, кто их пообещает.
Вот только единственного кандидата в подобные диктаторы не было. Из всей массы претендентов в конечном итоге выделились трое. Супербогатый и происходивший из известного рода Марк Лициний Красс представлял интересы олигархов и старой аристократии. Победоносный Гней Помпей Магн был популярен среди солдат и плебса. Самый молодой среди них, Гай Юлий Цезарь, хоть и родился в патрицианской семье, также делал ставку на народ и армию. Все претенденты, как и римские граждане, устали от постоянных смут и гражданских войн. Поэтому они договорились править совместно, втроём. Это правление вошло в историю как «триумвират».
Римские провинции, основные источники доходов как для государственной казны, так и для римских политиков, честно поделили на троих. Но потом Марк Красс захотел немного повоевать с парфянами. Он желал увеличить свою славу (в отличие от двух других триумвиров, Красс не был настолько известным полководцем) и популярность, завоевав для Рима богатые земли на Ближнем Востоке. В этом походе Красс погиб. Цезарь и Помпей в такой ситуации неминуемо становились соперниками. Сколько-нибудь серьёзных претензий друг к другу у них не было, но должен был остаться только один.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
© Булат Мамлиев