Найти тему
Аракранар

О «воздаянии».

Оглавление

Идею «воздаяния», «кармы», «мировой справедливости» можно назвать ложной... но, в то же время - не лишённой и некоторого, пусть и несколько искажённого, истинного, рационального, аспекта.
Или же наоборот - её можно называть истинной... но в некоторой степени искажённой субъективным человеческим восприятием, и слоем мифологических отложений, длительное время вытекавших из этого восприятия.
Как кому больше нравиться, можно выбирать на свой вкус, поскольку суть явления от этого никак не измениться.

Если отбросить всю мистическую, мифологическую и религиозную шелуху, то в основе идей «воздаяния» лежат несколько вполне себе реально существующих элементов, хотя некоторые из них и существуют исключительно в человеческих же представлениях:

1. Общественные отношения.

Это самый очевидный элемент, в котором «воздаяние» проявляется в наиболее полном и ясном виде: если человек даст в морду своему соседу, то вероятность того, что сосед после этого постарается тоже дать ему в морду, сразу или чуть погодя, очевидным образом возрастает; ну а если человек даст соседу не в морду, а, например, конфетку, то и сосед, весьма вероятно, тоже захочет человека чем-то подобным отблагодарить.

Общественные отношения - это именно та среда, в которой «воздаяние» действием за действие, «хорошем» за «хорошее» и «плохим» за «плохое», не просто возможны, но и неизбежны... правда лишь до определённой степени и лишь в некотором, принятом в конкретном обществе, порядке, но всё же...

Вероятно, что именно из сферы общественных отношений у человека и появилось представление о «воздаянии»; о том, что определённые действия приводят к получению «вознаграждения», а определённые к «наказанию».

Немаловажным, но не всегда замечаемым, фактором здесь является то, что общественные взаимодействия охватывают большинство сфер человеческого существования и потому общество является для человека значительной, и даже наибольшей частью того, что он воспринимает как окружающий его мир... и именно потому человек легко переносит представления о «наказании» и «вознаграждении» с общества людей, на весь существующий мир в целом.

2. Отношение к самому себе.

Ещё один принципиально важный элемент в «эффекте воздаяния», который хоть и в некоторой степени связан с общественными отношениями, но существует вполне себе обособленно: если человек делает то, что он сам считает «хорошим» и «правильным», то он чаще всего чувствует себя удовлетворённым и в той или иной степени счастливым; если же он наоборот - регулярно делает то, что сам полагает «неправильным» и «нехорошим», то от этого у него рано или поздно начинаются разнообразные расстройства и проблемы.

Так, если два человека, скажем, воруют, но один из них искренне уверен, что «грабит награбленное» - возвращает себе то, что должно было бы принадлежать ему самому, или же получает положенную ему долю «по праву сильнейшего», а другой никак не может отделаться от ощущения, что он совершает нечто «плохое» и «постыдное», то вполне очевидно, что в первом случае человек будет доволен собой и своими действиями, отчего радостен и счастлив, а во втором его ждёт постоянное расстройство, тоска, печаль и отвращение к самому себе, со всеми вытекающими из них последствиями.

Таким образом, мы находим ещё один источник «воздаяния» - это сам человек, который совершенно самостоятельно «вознаграждает» себя за одно, и «карает» за другое, в зависимости от своего личного отношения к собственным поступкам.

И хотя подобное «воздаяние» начинается всего лишь с собственных же человеческих мыслей и эмоцией, но они, так или иначе, неизбежно оказывают своё влияние на всё дальнейшее поведение человека, и через него - на все происходящие с ним события.

Несмотря на то, что данный аспект в общем и целом достаточно понятен и прост, непонятным часто бывает конкретное отношение того или иного человека к производимым им действиям, причём непонятным оно бывает не только для других людей, но и для него самого.

Часто бывает и так, что у человека имеется двойственное отношение к тому или иному действию, когда оно одновременно вызывает влечение и неприязнь, одобрение и отвращение, отчего он испытывает сложные переживания, приводящие его одновременно и к «вознаграждению», и к «наказанию».

3. Объективные последствия действия.

Помимо того, что те или иные действия человека могут вызывать разную реакцию у других людей и у него самого, многие из этих действий часто имеют вполне определённое негативное или позитивное влияние на человеческое здоровье, благосостояние, перспективы и возможности, и многие иные, относительно объективные, элементы человеческой жизни.

Например, если человек постоянно обжирается, то он, весьма вероятно, в конечном итоге станет жирным и больным; если человек активно общается с наркоманами, то он имеет все шансы и сам рано или поздно начать употреблять наркотики; а если человек постоянно занимается спортом, то у него может не возникнуть сердечно-сосудистых заболеваний... хотя вполне могут появиться, например, разнообразные травмы...
В общем - простые, очевидные и скучные утверждения, значение которых, тем не менее, от этого не уменьшается.

Любое действие человека приводит к какому-то результату для него самого, который если и невозможно просчитать с абсолютной точностью (ввиду того, что любой результат обычно определяется не одним, а сразу множеством действий и событий), часто имеет вполне себе очевидное вероятностное значение.

Практические наблюдения позволяют человеку выявить связи между определенными его действиями и определёнными событиями, которые после них возникают, однако далеко не всегда человек обладает информацией, которая позволила бы ему объяснить природу подобных связей, и это часто заставляет его прибегать к концепции «воздаяния»... одновременно становясь для такого человека неким «объективным доказательством» того, что «воздаяние» действительно существует.

4. Поиск отсутствующей причины.

Полностью субъективный, но от того не менее, а может быть даже и более, важный элемент, приводящий человека к представлениям о «воздаянии»: когда речь идёт о чём-то для человека важном, ему всегда хочется понять, почему это произошло, причём часто ему хочется понять это именно через призму своих собственных действий, которые, возможно, никакого прямого отношения к произошедшим событиям и не имеют.

Например, почему он нашёл или, наоборот, потерял, кошелёк с деньгами; почему у него сгорел дом; почему он вдруг заболел некой тяжёлой болезнью, или же почему он вдруг неожиданно выздоровел.
Очевидные ответы типа: «потому что кто-то рядом с тобой кошелёк потерял, а ты шёл рядом», или - «потому что у тебя в доме была плохая изоляция электрических проводов и утечка газа», или же - «потому что у тебя был хороший иммунитет», часто не могу удовлетворить человека в полной мере, поскольку не отвечают на самый главный для человека вопрос - «почему именно я?».

И если в предыдущем случае речь шла о недостатке информации, при наличии которой вполне можно было бы обойтись и без «воздаяния», то когда речь заходит о вопросах субъективного характера, вроде «почему я, а не кто-то другой?», или «за что это мне?», то никакое количество объективной информации здесь помочь уже не может.

Зато ответы на подобные вопросы легко находятся с помощью поверхностного сравнения: «сегодня я нашёл кошелёк, потому что вчера я потерял пять рублей», «сегодня у меня сгорел дом, потому что пять лет назад я сжёг у соседа куст», «сегодня я заболел, потому что я хотел, что бы сдохла моя тёща», и тому подобное.

Собственно, такие ответы нельзя назвать совсем уж ничем не обоснованными или абсолютно абсурдными - в их основе лежит опыт социальных и внутриличностных взаимодействий человека, о которых уже было сказано, и при отсутствии других способов получить ответы, этот выглядит вполне себе неплохим...

Другое дело, что абсурдна сама постановка вопроса - искать причины события только в собственных действиях, тогда как любое событие всегда обусловлено множеством факторов, среди которых собственные действия того или иного человека могут быть далеко не главными.

Однако человек эгоцентричен, и без изрядных целенаправленных поправок к своему мышлению склонен считать себя центром мира, а свои действия - важнейшим в мире фактором.

5. Ожидание наказания.

Последний аспект, в полной мере проявляющийся лишь тогда, когда представления о «воздаянии» уже сформированы и занимаю в мышлении человека устойчивую позицию: совершив некое действие, которое человек полагает «достойным наказания» или же «достойным вознаграждения» он начинает ждать, что «наказание» или «вознаграждение» произойдёт.
И, о чудо, оно действительно обычно происходит... хотя его масштабы, форма, а так же время, через которое ожидаемое явление случиться, могут варьировать в произвольных пределах.

Фактически же суть феномена чрезвычайно проста - первое же подходящее на роль «наказания» или «вознаграждения» событие будет расценено человеком именно в качестве «наказания» или «вознаграждения» за некое совершённое им действие, а такое событие рано или поздно неизбежно произойдёт.

Так, если некий человек, к примеру, дал нищему десять рублей, то рано или поздно он случайно найдёт пятьдесят рублей на дороге, или выиграет сто рублей в лотерею, или же получит скидку в магазине на триста рублей... по тем же причинам, по которым это случается со всеми остальными - просто потому, что подобные события вообще имеют место иногда происходить, однако если остальные люди не увидят в этом ничего особенного, то человек склонный видеть проявления «воздаяния», разумеется, тут же вспомнит о том, что же такое он сделал, что бы «заслужить» такую «награду», и в его представлениях факт «вознаграждения» за «хорошее дело» станет несомненным и убедительно доказанным...

Впрочем, в наибольшей степени этот феномен обычно распространяется на «наказания» за действия, которые человек считает «неправильными», и за которые боится «наказания»: неприятности у людей происходят довольно часто, а уж у тех, кто считает свои действия «неправильными» и боится «быть наказанным» - чаще, чем у всех остальных.

В конечном итоге, представления о «воздаянии» становиться некой смесью реального и иллюзорного, которую с одинаковым основанием можно назвать и ложной, и истинной, хотя ни то, ни другое утверждение не раскроет действительного положения вещей.

Не стоит бояться «наказаний» и ожидать «наград» - их не будет, во всяком случае, в таком качестве.
Не стоит искать причины всех событий только лишь в самом себе - их там может не быть вовсе.

С другой стороны, не следует забывать о том, что всякое действие имеет свои последствия: внутриличностные, социальные и объективные - независимые от людей. И последствия эти иногда незначительны, а иногда и весьма весомы.

Истинно же: никто не будет вести записи «хорошего» и «плохого», что бы потом за это «воздать», ибо это никому не нужно - человек и сам с этим отлично справляется.