Найти тему
История моды с Марьяной С.

Русское платье Екатерины Великой

Взгляните на этот портрет императрицы. Думаете, на ней просто громоздкий парадный наряд? А вот и нет! Перед нами "русское платье". Не видите ничего особенно русского? Ох. Тут на самом деле, сложная история!

Екатерина II, Александр Рослин, 1776-77. (cс) Из коллекции Государственного Эрмитажа, Wikimedia Commons
Екатерина II, Александр Рослин, 1776-77. (cс) Из коллекции Государственного Эрмитажа, Wikimedia Commons

Екатерина II, немка по происхождению, но при этом русская императрица, стремилась подчеркнуть свою "русскость". И если Пётр I стремился приблизиться к Европе и искоренить народный костюм в аристократической среде, то Екатерина, наоборот, пыталась его внедрить!

В 1770, в годовщину коронации, она в первый раз появилась в "русском платье" на балу. А уже со следующего, 1771, наряд стал церемониальным, и императрица надевала его на важные торжества - годовщины восшествия на престол и коронации, день рождения и тезоиментство, затем и на религиозные праздники. Ну а с 1775 русское платье носила уже не только она сама, но и придворные дамы. И со временем оно стало одним из важнейших нарядов при русском дворе.

Великая княгиня Мария Фёдоровна, Иоганн-Батист Лампи, 1790-е. (cс) Wikimedia Commons
Великая княгиня Мария Фёдоровна, Иоганн-Батист Лампи, 1790-е. (cс) Wikimedia Commons

Выглядел этот наряд так: сначала дама надевала нижнее платье, обычно белого цвета, а затем верхнее, распашное. Верхнее делали из цветных тканей, у него был короткий шлейф и нередко откидные рукава. В качестве отделки использовали или вышивку с растительными мотивами, или мех. Поверх нижнего платья повязывали широкий кушак.

С течением времени мода менялась, и, например, рукава нижнего платья могли быть и узкими, длинными, в мелкую поперечную складочку, и укороченными, отделанными кружевом. У верхнего могло вообще не быть рукавов. Они могли быть разрезными, как в русских костюмах XVI-XVII веков - то есть вы вдевали руки в разрезы, сделанные там, где рукава начинались. Или же рукава пришивали к проймам и они ниспадали по спине, как крылышки. Словом, неудивительно, что на портретах дам той эпохи мы видим разные варианты.

Екатерина Воронцова-Дашкова, Дмитрий Левицкий, 1784. (сс) Из коллекции Музея Хиллвуд, Wikimedia Commons
Екатерина Воронцова-Дашкова, Дмитрий Левицкий, 1784. (сс) Из коллекции Музея Хиллвуд, Wikimedia Commons

Вам кажется, что в этом наряде мало русского? Ну, в общем, так и есть. Это, скорее, была фантазия Екатерины II на заданную ею самой тему. Большинство исследователей сходятся в том, что ближайший родственник - это польские одежды. Ещё с начала XVIII века европейским модницам нравилась польская длинная накидка без рукавов, отделанная мехом. А ближе к концу века такие мантии стали ассоциироваться с русскими опашнями или шугаями. Вероятно, это и вдохновило императрицу.

"Владимир и Рогнеда", Антон Лосенко, 1770. Из коллекции Государственного Русского музея, Wikimedia Commons
"Владимир и Рогнеда", Антон Лосенко, 1770. Из коллекции Государственного Русского музея, Wikimedia Commons

Интересно, что в это самое время парижские, а вслед за ним и европейские модницы носили разные типы платьев, источником вдохновения для которых послужил Восток - в самом широком смысле. Например, платья "а ля тюрк", "черкешенка", "левит" - двойные платья с кушаками, откидными рукавами, отделкой мехом, кисточками, бахромой и т.д. Как писал современник, когда француженки "копируют, они исправляют и украшают, когда они имитируют, они творят". Словом, Екатерина фантазировала вполне в духе эпохи!

Ну а что результат получался только относительно "русским"... Уж как есть! Ничего, придворные платья XIX века будут уже куда более узнаваемо "русскими".

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!