Найти тему
Роман Апрелев

Как выглядел 356-й день войны

Фильм “День войны”, безусловно, относится к вершинам мировой кинодокументалистики. В современном понимании это, конечно, не совсем “документалка”, а пропаганда. В ту эпоху и в мирное время другого у нас не снимали, а уж в военные годы иначе не могло быть.

Кадр из "Дня войны"
Кадр из "Дня войны"

160 операторов запечатлели события 13 июня 1942 года по всей огромной стране. 356-й день Великой Отечественной войны в деталях показали нам как на фронтах, так и в глубоком тылу. Я не могу вспомнить аналог такой всеохватной работы. Сюжет идет как в песне: от Москвы до самых до окраин. Сначала видим столицу, от которой уже отвели угрозу. И тут же переносимся в Заполярье и попадаем из теплого лета в снега. Локации будут меняться еще много раз. То мы на Черном море, то в Средней Азии, то на Тихом океане, то на Кавказе. Замечательные названия звучат - например, грузинский колхоз имени Берии.

Кадр из "Дня войны"
Кадр из "Дня войны"

Закадровый текст читает Юрий Левитан. Без титров ни за что бы не узнал его, настолько мягко звучит голос, который в сводках “от Советского информбюро” гремел металлом.

Кадр из "Дня войны"
Кадр из "Дня войны"

А работа кинооператоров - это вообще высший пилотаж. Конечно, многие сцены были явно постановочными. Уж слишком по-киношному выглядят эти эпизоды. Едва ли бы в условиях реального боя можно было занять такую удобную точку для съемки. Но заметно, что работники камеры старались не просто хронику сделать, а поэстетствовать. Это настоящее наслаждение для глаз. И танк в отражении стекла, и ходики на разрушенной стене, и пианист среди винтов самолетов. Опять же есть и штампы. Если разбомблен детский сад, то обязательно будет кукла лежать среди руин. Ну это просто классика жанра. Слышал байку о фотографах, которые всегда с собой возили одну и ту же игрушку, чтобы подкладывать ее в кадр на разных разрушениях.

Кадр из "Дня войны"
Кадр из "Дня войны"

Не менее блистателен и монтаж. Во-первых, очень быстрый ритм. Такой был когда-то в немом кино. Потом в СССР куда-то все делось, встречаясь разве в комедиях Александрова. Здесь же кадры бодро сменяют друг друга. Очень мало статики. Во-вторых, есть потрясающие смысловые решения. Вот шахтер добывает уголь. Тем временем его друг-пулеметчик бьется с врагом. Но ведь труд рудокопа для страны не менее важен, чем непосредственное участие в сражении. И лицо работяги через доли секунды сменяется изображением бойца, снова, снова, снова. Отбойный молоток и трясется как пулемет.

Кадр из "Дня войны"
Кадр из "Дня войны"

Или вот дом девушки, ушедшей в армию. Крупным планом ее туфельки - и тут же сапоги, в которых идет юная гражданка. Левитан обещает девушке, что они еще потанцуют. Среди показов ужасов войны есть место и юмору. В семье рабочего удочерили девочку, родителей которой убили немцы. Вот мальчик обнимает новую сестренку, а вот под кровать ставят новый детский горшок.

Кадр из "Дня войны"
Кадр из "Дня войны"

Снятый летом фильм смонтировали и озвучили только к осени. Показали в октябре. Вообще 1942 год был очень тяжелым на всех фронтах. Но в ленте звучит твердая уверенность в итоговой победе. Замечателен финал. Если в современных сериалах часто в конце пишут to be continued, то здесь честное “бой продолжается”.