"Стой, куда? Куда едешь? Откуда? Кто ты?" - поприветствовали меня стражи границы на платформе станции Ле-Локль на крайнем северо-западе Швейцарии. Пограничный контроль в единой Европе всегда происходит неожиданно. Было уже заполночь, и больше всего я боялся что эти бравые мужчины спросят меня, где я собираюсь ночевать. Я слышал, что на благословенном Западе люди не всегда рады палаткам чужаков, даже если они стоят не где-нибудь на парковом газоне, а в лесу неподалёку. Но всё обошлось: полюбовавшись на мой паспорт и посветив фонариком мне в лицо, швейцарцы отпустили меня с миром.
Ле-Локль - небольшой городок в Юрских горах, совсем рядом с французской границей. Он вытянулся по уютной долине - здесь далеко не Альпы, и горы больше похожи на высокие лесистые холмы.
После Франции бросается в глаза чистота и новая техника: чувствуется, что ты проник в настоящее сердце Европы. В 10-тысячном Ле-Локле от железнодорожной станции, расположенной на северном борту речной долины, эскалатор ведёт в центр городка, который расположился внизу.
А вот по южному склону пришлось карабкаться уже самостоятельно: к разбросанным по лесу малоэтажным жилым кварталам эскалатора не провели.
Лес оказался еловым и вместе с тем просторным.
И таким неформальным, изобилующим тропинками, самодельными лестницами и другими неофициальными проходами.
Что было приятной переменой после Франции с её каменными оградами, колючей проволокой и сложившейся лет 500 назад сетью лесных грунтовок.
Палатка вписалась прекрасно.
А с утра - прекрасный вид на средневековые домики и стеклобетонные многоэтажки Ле-Локля.
Откуда тут многоэтажки?
Дело в том, что в Ле-Локле, а также в соседнем Ла-Шо-де-Фоне производится немалая часть швейцарских часов премиум-класса.
Два этих города даже были внесены в список культурного наследия ЮНЕСКО с формулировкой "выдающийся пример города-фабрики времён промышленной революции".
Вроде как весь город ещё с конца XVIII века строился как единый производственно-жилой ансамбль, гармоничный и функциональный.
Впрочем, явственно я ощутил это только в Ла-Шо-де-Фоне, куда приехал на пригородном автобусе, счастливо избежав оплаты проезда - тут это оказалось сложнее, чем во Франции, но тоже возможно.
Шо-де-Фон покрупнее Ле-Локля, здесь почти не видно леса и гор, зато дома викторианской эпохи шагают по склонам прямо как хрущёвки в московских Черёмушках.
Конечно, тут есть и миниатюрный средневековый центр, но он впечатляет гораздо меньше.
Ещё в Ла-Шо-де-Фоне не так давно был троллейбус, но его закрыли, хотя повода ещё висят.
Впрочем, Швейцария остаётся настоящим троллейбусным раем: этот вид транспорта функционирует тут почти в каждом мало-мальски крупном городе, а закрыты были только три системы.