Найти тему
al-warisun

Можно ли ложиться спать после утреннего намаза

Вопрос: Хукм сна после утреннего намаза.

Ответ: хвала Аллаху.

Что касается сна после утренней молитвы, то нет никакого прямого текста, который это запрещает, поэтому хукм остаётся на своей основе, а это ― дозволенность.

Однако из пути пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а также его сподвижников, было то, что после утренней молитвы они сидели на своих местах, пока не всходило солнце. Как это пришло в хадисе от Самаки ибн Харба, в котором он сказал:

“Я спросил Джабира ибн Самура: сидел ли ты вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он ответил: “Да, и много. Он не вставал со своего места после утренней молитвы, пока не всходило солнце. И когда оно всходило, тогда он вставал и сподвижники начинали разговаривать и вспоминали времена джахилии, начинали смеяться, а он улыбался””. (Муслим, 1/463. Номер:670)

Также пришло, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, попросил своего Господа, чтобы он благословил его общину в утреннее время, как это прошло в хадисе от Сахра аль-Гамиди, в котором сказано, что посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

“О Аллах, благослови мою общину в утреннее время”.

Также, когда посланник Аллаха отправлял отряд или войско, он отправлял их в начале дня. И Сахр был торговцем, и он тоже отправлял свой товар в утреннее время, после чего он разбогател и овладел многим имуществом. (Абу Дауд, ат-Тирмизи)

Отсюда же некоторые саляфы посчитали нежелательным сон после фаджра, как это проводится у ибн Абу Щейбы (5/222), в котором говорится, что Урва ибн аз-Зубайр сказал: “аз-Зубайр запрещал своим детям спать после утренней молитвы ”.

Также Урва сказал: “Когда я слышу, что человек спит утром, я отстраняюсь от него ”.

В итоге можно сказать, что человеку лучше проводить это время в том, что принесёт ему пользу в этой или будущей жизни. Но если же он будет спать для того, чтобы лучше работать, то в этом нет проблем, тем более, если у него не получается спать, кроме как в это время дня.

Приводится у ибн абу Щейбы (5/223), что однажды Умар отправился утром к Сухейбу и застал его спящим. Тогда он присел и стал ждать, пока тот не проснётся.

Когда же он проснулся, он сказал: “Повелитель правоверных сидит и ждёт меня, а я сплю!!” На что Умар ответил: “Я не хотел, чтобы ты оставлял сон, который приносит тебе пользу (дает тебе отдохнуть)”.

А Аллах знает лучше.

Оригинал фетвы на арабском