В 17 веке иезуитам удалось создать коммунистическую республику в Южной Америке из индейцев племени гуарани.
Эта республика просуществовала около 150 лет и продолжала бы существовать и дальше, потому что внутренних предпосылок для ее распада не возникало, если бы не была уничтожена в результате внешней агрессии. Ее историю желающие без труда найдут в интернете.
Вопросы, на которые я ищу ответы, заключаются в том, как иезуитам вообще удалось создать устойчивое коммунистическое сообщество, и являлось ли оно на самом деле коммунистическим?
Изначально их цель заключалась в обращении местного индейского население в христианство. Средством для этого они избрали "духовное завоевание" - проповедь и демонстрацию праведной жизни на собственном примере. Когда иезуиты начали работать таким образом с индейцами племени гуарани, уклад которых еще не вышел за рамки первобытного коммунизма, при котором основной является общественная собственность, то довольно быстро пришли к заключению, что это идеально соответствует христианским заповедям. Поэтому проповедники начали создавать для обращенных в христианство индейцев поселения-общины, назвав их редукциями (в переводе с латинского "обращающими" - в смысле в христианство), в которых жизненных уклад был основан на христианских заповедях, общественной собственности и коллективной трудовой деятельности.
С самого начала своего существования молодая иезуитско-индейская республика столкнулась с военной угрозой со стороны португальских работорговцев, устраивавших набеги на редукции с целью захвата индейцев. Сначала иезуиты пытались увести свою паству в недоступные, как им казалось, для врага места, но, когда они осознали тщетность этих попыток, то создали индейское ополчение, вооружив его огнестрельным оружием и обучив сражаться в строю. На протяжении довольно длительного времени это ополчение успешно защищало редукции от набегов.
На пике своего развития республика насчитывала более 30 редукций с общим населением 150 тыс. человек, из которых иезуитов было около 150.
Редукции включали в себя от 250 до 2000 жителей. Во главе каждой стояли два иезуита - управляющий и духовник, выступавшие в роли советников, обладающих правом вета в отношении решений выборной администрации из числа самих индейцев. В каждой редукции был храм, вмещавший все ее население, общественные склады, школа, типовые семейные дома, дом для нуждающихся в социальном обеспечении... По всей республике был установлен семи (по некоторым данным шести) часовой рабочий день при пятидневной рабочей неделе. Обязательными были всеобщая утренняя и вечерняя молитвы. В нерабочие дни во время праздничных мероприятий выступали взрослые и детские хоры и оркестры, европейские инструменты для которых изготавливались в собственных мастерских. В одной из редукций существовала типография, печатавшая религиозные книги на языке гуарани (алфавит создали иезуиты). Развивалось ювелирное, часовое и другие виды ремесел. При этом полностью отсутствовали товарно-денежные отношения. Всем необходимым население снабжалось из общественных складов. Имелись также семейные земельные участки, на которых индейцы работали два дня в неделю, и которые не играли существенной роли в обеспечении населения продуктами. Уровень преступности был незначителен, хотя тюрьмы и существовали. Смертная казнь отсутствовала.
Сами индейца называли редукции "землями, свободными от зла".
Коллективный труд и общественная собственность, как основные источники существования, а также единая гуманистическая идеология и народовластие через выборность должностных лиц (за исключением наставников-иезуитов) позволяют говорить о том, что в этой иезуитско-индейской республике существовал коммунистический строй, в котором основной закон коммунизма "от каждого по способностям, каждому по потребностям" достигался через формирование у населения оптимального баланса между материальными и духовными потребностями. Там не существовало ни продовольственной, ни жилищной проблем, ни вызванного ими дефицита, ни кумовства и коррупции, ни каких-либо иных факторов, разрушительного свойства, действующих изнутри.
Почему? Мне представляется по трем основным причинам.
- Потому что изначально главная цель иезуитов - авторов этого проекта являлась не политической (захват и удержание власти), или экономической (создание и распределение материальных ценностей), а морально-духовной (создание общества добра и справедливости).
- Потому что главная морально-духовная цель изначально нашла понимание и поддержку у вовлеченных в этот проект широких народных масс - индейцев племени гуарани.
- Потому что "руководящая и направляющая сила" этого проекта в лице иезуитов, осуществлявших непосредственный контроль за редукциями, полностью придерживалась тех морально-духовных принципов, которые проповедовала, устанавливала и защищала.
Третий пункт я считаю главным. Ведь "рыбка гниет с головы". В этом отношении монахи-иезуиты, посвятившие себя "духовному завоеванию" индейцев, оказались на высоте, чему безусловно способствовали накладываемые на них их монашеским статусом ограничения. Но об этом мы порассуждаем как-нибудь в следующий раз.