Найти тему
Ник Вольт

Модернизация электрического скутера

Как и обещал, продолжаю повествование про моего электроконя. На следующий день после покупки, починив выключатель, полностью зарядил батареи и поехал куда глаза глядят. А по пути попался мне впереди троллейбус, несмотря на то, что я поехал по улице, где из четырёх остался всего один маршрут (когда нужен, не дождёшься), а так как провода у нас в ужасном состоянии, как никогда актуален совет инструктора из автошколы - никогда не едь за троллейбусом - прилетит чего сверху! Решил обогнать, включил третью позицию, рванул ручку, ух, "какой толчок, какая тяга!", с виду неказистый драндулет рванул, как реактивный из видео Креосана!

Скриншот из видео YouTube. Реактивный двигатель.
Скриншот из видео YouTube. Реактивный двигатель.

Однако через пару-тройку секунд тяга резко пропала, в батарейном блоке что-то затрещало, заискрило, задымило, и я уже представил себе такую картину...

Скриншот из видео YouTube. Горит электровелосипед.
Скриншот из видео YouTube. Горит электровелосипед.

Но, к чести LiFePo4 батарей, с ними такого не произошло. Попыхтели и затихли. Я даже своим ходом до дома докатился, правда, на первой скорости, ибо после аварии при попытке разгона резко падало напряжение и BMS отключал батарею. Продавец честно предупреждал, претензий никаких.

Разобрав ужасно воняющую батарею, обнаружил, что часть ячеек отпаялась, то есть в некоторых сборках были не 5, а 3 или 4 активные банки, у провода оплавилась изоляция, и он замкнул на оцинкованные пластины, а некоторые ячейки почему-то вспучились. Печаль...

Надо менять батареи... К слову, изначально в этой штуке китайцы ставили 5 аккумуляторов 6-DZM-12. Вот такие.

Фото из свободного доступа.
Фото из свободного доступа.

Каждая такая батарейка стоит от 3000р., и комплект обошёлся бы дороже самого скутера. Но тут на счастье подошёл срок замены батарей на одном из ИБП. Там было 20 аккумуляторов EATON POWERWARE 1234HR. Выглядела батарейная кассета вот так. и была очень тяжёлой.

Фото автора.
Фото автора.

Я ожидал, что они совсем убитые, но, на удивление, лампочка 21Вт проработала час, а напряжение упало чуть ниже 11 вольт. Неужели живые? Проверил прибором. Ёмкость на заряд оказалась 5,5Ач! Не шибко много, но дарёному, как говорится, коню...

Измерение ёмкости.
Измерение ёмкости.

Понятно, что это ни о чём ни говорит, это всё лабораторные условия, "сферический конь в вакууме", так скажем... Как себя они поведут в несвойственной им роли - в качестве тяговых - мог показать только эксперимент! Соединил я их пять штук, разместил в корпусе, а как заряжать?

Штатный зарядник.
Штатный зарядник.

Что же мы имеем - зарядное устройство мощностью 240 ватт, напряжением 73 вольта и током 3 ампера.

Технические характеристики батареи
Технические характеристики батареи

Ёмкость данной батареи приведена не в ампер-часах, а в ватт-часах, что более правильно отражает энергоотдачу. Максимальный ток - целых 130 ампер! Покруче, чем у литиевых 18650... Ток заряда - максимум 3,4 ампера. Напряжение - делим 73 на 5, получаем 14,6 вольт - как раз укладывается в спецификацию "выравнивающий заряд и циклическое использование". Но для бережного ночного заряда, без перегрева, я поставил в разрыв 3 лампочки 28 вольт 5 ватт, соединённые параллельно, оставив возможность их шунтирования автоматом, если нужно зарядиться быстрее.

Единственный момент - ток рекуперации. Как мне кажется, именно он и повредил и литиевые элементы, и возможно, BMS, так как выходной его провод вряд ли был рассчитан на встречное напряжение, и в отличие от входа, закрывался не по верхнему пределу заряда, а нижнему, разряда. А предыдущий владелец использовал его для поездки на речку, где крутой и затяжной спуск. И так заряженные от сети аккумуляторы получали избыточный ток, и поэтому деградировали... Я бы на его месте поставил диоды, чтобы контроллер не мог вдувать напряжение через выход платы управления, а только через вход - если на любой из ячеек напряжение превысит 3,65 вольт, входной ключ отключится. Контроллеры скутеров, изначально рассчитанные на литиевые батареи, скорее всего, так и делают, но этот был рассчитан на свинец, и имел только два силовых провода, откуда ж ему знать, что к нему прилепили нежные аккумуляторы! Но что было, то было...

Схема защиты от перезарядки рекуперацией.
Схема защиты от перезарядки рекуперацией.

Вопрос правда, куда в этом случае девалась бы энергия... Ибо при нажатии тормозов с отключенной батареей, загорается дисплей, фара, можно помигать поворотниками, и даже дать сигнал, если скорость достаточно высока, но замедления практически нет, и только в конце хода ручки тормоза колодки "схватывают", и достаточно резко и неприятно. Видимо, весь аппарат рассчитан на электродинамическое торможение, а механика только на полную остановку.

Так или иначе, теория мертва без практики, я всё собрал за вечер, прикрутил, и на следующее же утро помчался на работу. И началась совсем другая история! Подпишитесь, и увидите продолжение!