Как и обещал, продолжаю повествование про моего электроконя. На следующий день после покупки, починив выключатель, полностью зарядил батареи и поехал куда глаза глядят. А по пути попался мне впереди троллейбус, несмотря на то, что я поехал по улице, где из четырёх остался всего один маршрут (когда нужен, не дождёшься), а так как провода у нас в ужасном состоянии, как никогда актуален совет инструктора из автошколы - никогда не едь за троллейбусом - прилетит чего сверху! Решил обогнать, включил третью позицию, рванул ручку, ух, "какой толчок, какая тяга!", с виду неказистый драндулет рванул, как реактивный из видео Креосана!
Однако через пару-тройку секунд тяга резко пропала, в батарейном блоке что-то затрещало, заискрило, задымило, и я уже представил себе такую картину...
Но, к чести LiFePo4 батарей, с ними такого не произошло. Попыхтели и затихли. Я даже своим ходом до дома докатился, правда, на первой скорости, ибо после аварии при попытке разгона резко падало напряжение и BMS отключал батарею. Продавец честно предупреждал, претензий никаких.
Разобрав ужасно воняющую батарею, обнаружил, что часть ячеек отпаялась, то есть в некоторых сборках были не 5, а 3 или 4 активные банки, у провода оплавилась изоляция, и он замкнул на оцинкованные пластины, а некоторые ячейки почему-то вспучились. Печаль...
Надо менять батареи... К слову, изначально в этой штуке китайцы ставили 5 аккумуляторов 6-DZM-12. Вот такие.
Каждая такая батарейка стоит от 3000р., и комплект обошёлся бы дороже самого скутера. Но тут на счастье подошёл срок замены батарей на одном из ИБП. Там было 20 аккумуляторов EATON POWERWARE 1234HR. Выглядела батарейная кассета вот так. и была очень тяжёлой.
Я ожидал, что они совсем убитые, но, на удивление, лампочка 21Вт проработала час, а напряжение упало чуть ниже 11 вольт. Неужели живые? Проверил прибором. Ёмкость на заряд оказалась 5,5Ач! Не шибко много, но дарёному, как говорится, коню...
Понятно, что это ни о чём ни говорит, это всё лабораторные условия, "сферический конь в вакууме", так скажем... Как себя они поведут в несвойственной им роли - в качестве тяговых - мог показать только эксперимент! Соединил я их пять штук, разместил в корпусе, а как заряжать?
Что же мы имеем - зарядное устройство мощностью 240 ватт, напряжением 73 вольта и током 3 ампера.
Ёмкость данной батареи приведена не в ампер-часах, а в ватт-часах, что более правильно отражает энергоотдачу. Максимальный ток - целых 130 ампер! Покруче, чем у литиевых 18650... Ток заряда - максимум 3,4 ампера. Напряжение - делим 73 на 5, получаем 14,6 вольт - как раз укладывается в спецификацию "выравнивающий заряд и циклическое использование". Но для бережного ночного заряда, без перегрева, я поставил в разрыв 3 лампочки 28 вольт 5 ватт, соединённые параллельно, оставив возможность их шунтирования автоматом, если нужно зарядиться быстрее.
Единственный момент - ток рекуперации. Как мне кажется, именно он и повредил и литиевые элементы, и возможно, BMS, так как выходной его провод вряд ли был рассчитан на встречное напряжение, и в отличие от входа, закрывался не по верхнему пределу заряда, а нижнему, разряда. А предыдущий владелец использовал его для поездки на речку, где крутой и затяжной спуск. И так заряженные от сети аккумуляторы получали избыточный ток, и поэтому деградировали... Я бы на его месте поставил диоды, чтобы контроллер не мог вдувать напряжение через выход платы управления, а только через вход - если на любой из ячеек напряжение превысит 3,65 вольт, входной ключ отключится. Контроллеры скутеров, изначально рассчитанные на литиевые батареи, скорее всего, так и делают, но этот был рассчитан на свинец, и имел только два силовых провода, откуда ж ему знать, что к нему прилепили нежные аккумуляторы! Но что было, то было...
Вопрос правда, куда в этом случае девалась бы энергия... Ибо при нажатии тормозов с отключенной батареей, загорается дисплей, фара, можно помигать поворотниками, и даже дать сигнал, если скорость достаточно высока, но замедления практически нет, и только в конце хода ручки тормоза колодки "схватывают", и достаточно резко и неприятно. Видимо, весь аппарат рассчитан на электродинамическое торможение, а механика только на полную остановку.
Так или иначе, теория мертва без практики, я всё собрал за вечер, прикрутил, и на следующее же утро помчался на работу. И началась совсем другая история! Подпишитесь, и увидите продолжение!