Найти в Дзене
Автомобили СССР

Троллейбус КрАЗ (ДТУ-10, КрАЗ-219)

В 1945 г. после окончания Великой Отечественной войны, в Киеве было создано Центральное бюро копров (копры, для тех кто не знает, - это самоходные или буксируемые агрегаты для забивки свай для тех или иных нужд) с целью восстановления шахт Донбасса. Позже, в 1961 г. пройдя две реорганизации (сейчас бы сказали «оптимизации с целью получения синергетического эффекта», - знаем мы этот синергетический эффект для определённых карманов, но не будем «не по теме») преобразовался в НИИ, - Украинский научно-исследовательский, проектно-конструкторский и проектный институт угольной, рудной и газовой промышленности (УКРНИИПРОЕКТ), который в 1961 г. на базе грузовика КрАЗ-219, выпускавшегося тогда в Кременчуге с 1959 по 1963 гг., под руководством профессора Фиделева А.С. разработал и построил в единственном экземпляре дизель-троллейвоз ДТУ-10. Сразу оговорюсь по поводу единичности, есть разная информация, лично я склоняюсь к версии постройки одного экземпляра. Но ряд коллег утверждают, что ДТУ-1

В 1945 г. после окончания Великой Отечественной войны, в Киеве было создано Центральное бюро копров (копры, для тех кто не знает, - это самоходные или буксируемые агрегаты для забивки свай для тех или иных нужд) с целью восстановления шахт Донбасса. Позже, в 1961 г. пройдя две реорганизации (сейчас бы сказали «оптимизации с целью получения синергетического эффекта», - знаем мы этот синергетический эффект для определённых карманов, но не будем «не по теме») преобразовался в НИИ, - Украинский научно-исследовательский, проектно-конструкторский и проектный институт угольной, рудной и газовой промышленности (УКРНИИПРОЕКТ), который в 1961 г. на базе грузовика КрАЗ-219, выпускавшегося тогда в Кременчуге с 1959 по 1963 гг., под руководством профессора Фиделева А.С. разработал и построил в единственном экземпляре дизель-троллейвоз ДТУ-10. Сразу оговорюсь по поводу единичности, есть разная информация, лично я склоняюсь к версии постройки одного экземпляра. Но ряд коллег утверждают, что ДТУ-10 было 3, т.к. на бампере КрАЗа , простите ДТУ, указано «00-3 ИСПЫТАНИЯ», по моим сведениям нумерация испытуемых агрегатов в НИИ была сквозной.

трасса Симферополь-Ялта,1961 г.
трасса Симферополь-Ялта,1961 г.

Цифра «10» в обозначении ознаменовывала внушительные 10 т. грузоподъемности (при 12 т. на оригинале КрАЗ-219). Чудо-транспорт оснастили двумя 172 кВт электромоторами, которые были сагрегатированы со штатной механической КПП через дополнительную раздаточную коробку (электромотора-два) и получавшими энергию от подвесной контактной сети. Без контактной сети дизель-троллейвоз передвигался с помощью стандартного дизеля. В 1961-62 гг. грузовик, простите дизель-троллейвоз, испытывался на единственной в мире междугородней троллейбусной линии Симферополь-Ялта.

трасса Симферополь-Ялта, февраль 1962 г.
трасса Симферополь-Ялта, февраль 1962 г.

Испытания завершились удволетворительно, если не считать поломки раздаточной коробки передач (единственный узел разработанный «с нуля»), что объяснимо. Но, как у нас часто бывает, запроса на мелкосерийное производство от Совнархозов (был расцвет периода децентрализации страны) или Госплана СССР не последовало и проект «умер». Сейчас подобной техники мы не увидим, т.к. дизель воспринимается как нечто «Дымяще-коптящее» (это не так), а строительство контактной сети в мире мизерное. На замену данному решению пришли АКБ, с зарядкой от стационарных станций зарядки. Тема это большая и интересная, и больше относится к будущему, нежели прошлому. А в прошлом, кроме ДТУ-10 был троллейвоз и на базе МАЗ-525 с грузоподъемностью 25 т., об этом можно прочитать по ссылке ниже.

*Все фотографии использованы с общедоступных интернет-ресурсов, книг и журналов*

**Спасибо за подписку и внимание. Лайки категорически приветствуются! Приятного познавания истории**

С чего началась карьера карьерного (МАЗ-525, МАЗ-530)
На дровах в будущее (НАМИ-012/012А/012Б,НАМИ-018)
Легковые грузовики Победа (М-20) и Волга (М-21)