Или что говорить журналистам, если видный представить вашего массового хобби (реконструкция эпохи Наполеона или любая другая реконструкция/страйкболл/ролевые игры живого действия/каякинг/оффроад покатушки и т.д.) оказался педофилом, расчленителем студенток или сел за подготовку теракта, а к вам пришли за интервью.
Дисклеймер: я не эксперт в этом вопросе, но в связи с рядом громких судебных дел, коснувшихся репутации нескольких значительных социальных групп, объединенных по принципу массового хобби, я взял интервью у изрядно компетентного PR специалиста. Так появился этот материал, а я сам стал существенно лучше разбираться в теме. Так что я смогу ответить на часть вопросов, если они у вас появятся после прочтения этой статьи, но только на те, для которых у меня хватит экспертизы. Так же учтите, это не продвинутый курс, а простые рекомендации, как не сделать хуже и, возможно помочь, если произошло что то плохое и связанное с вашим кругом друзей по интересам. И по этому поводу к вам пришли журналисты или вы сами решительно хотите отнестись к этому вопросу в соцсетях.
И так давайте по порядку. Вам звонит или пишет журналист и говорит: “Вот вы видный наполеонист, ролевик, стендовый стрелок, какие у вас комментарии по поводу поступка вашего коллеги и лидера вашего движения - доцента С/ фехтовальщика Ж/ или чемпиона Г?”
Кто вы в контексте ситуации?
Первое, что вам нужно сделать, это определиться кто вы в контексте ситуации по отношению к происшедшему и фигурантам:
- друг пострадавшего, пострадавшей, пострадавших?
- друг расчленителя, террориста, педофила?
- родственник любой из сторон?
- друг в соцсетях любой из сторон?
- организатор мероприятия, на котором произошел информационный повод, который и послужил поводом для обращения к вам?
- кто угодно еще?
Так вот, в этой ситуации сделать хуже, отказавшись комментировать происшествие может только организатор мероприятия. Организатор, который отказывается давать комментарии может вызвать появление статей и заголовков в стиле комсомольской правды - “Руководитель стрелкового тира отказался комментировать убийство совершенное членом его клуба и отключил телефон”.
Во всех иных случаях, вы можете смело, бесстрашно, с чистейшей совестью НЕ давать комментарии, сославшись на то, что не в курсе происходящего.
Если произошел ПЦ
Если произошел ПЦ - а в ситуациях которые мы обсуждаем произошел именно он, это значит, что одним обращением дело может не ограничиться. Скорее всего вам предстоит коммуникация с разными людьми и к ней лучше подготовиться заранее.
Общение с журналистами
- Журналист на работе
Общаясь с журналистами, всегда исходите из того, что журналист на работе. А работа это то, за что получают деньги. А деньги сетевые журналиста получают исходя из популярности их материалов. А Популярность материалов определяется тем, сколько раз щелкнули мышкой пользователи на заголовки этого журналиста. Чем более резонансным и провокационным будут материал и заголовок, тем больше будет кликов на статью и профита для журналиста.
- Журналисты не обязаны согласовывать интервью
По закону о СМИ журналисты НЕ обязаны согласовывать с вами интервью и могут записывать его на диктофон для самостоятельной расшифровки. Вам скорее всего не припишут того, что вы не говорили, но могут выдернуть из сказанного неудачную формулировку или дать в «эфир» криво расшифрованную запись с искаженной фактурой исходя из своей основной потребности - см. пункт 1.
- Чат и мессенджер - НЕ приватное пространство
Помните, что чаты - это НЕ приватное пространство. Если вам в мессенджер написал знакомый журналист: "Слушай, не для печати - помоги разобраться, как всё было на самом деле" - ваш ответ вполне может быть использован в материале. Вместе с вашим фото.
- Интервью? Только письменно
Исходя из всего этого - письменное интервью ВСЕГДА лучше устного. Не будет разночтений в расшифровке. Никто не выложит на сайт или не дсаст в эфир запись, где вы можете звучать испугано или блеять в ответ на провокационный вопрос. У вас будет время подумать над формулировками. В тексте не проскользнет Леха Тамбовский вместо Ф.И.О. и т.д. «Пришлите мне вопросы в WhatsApp, я там отвечу, не могу сейчас говорить» - совершенно нормальная и понятная журналисту реплика.
- Проверка формулировок Правилом Заголовка
Как работать с формулировками. Мыслите критериями заголовков. Как любая часть вашего интервью будет выглядеть в качестве заголовка Медузы? “Сжег палатку и сжег, сама напросилась” - ответил нашему изданию организатор страйкбольных игр с десятилетним стажем гражданин Иван Иванов.
Проверяйте по этому критерию КАЖДОЕ предложение в вашем интервью.
- Держите ответы под рукой
Помните, мы говорили, что чем критичнее ситуация, тем больше шансов, что к вам обратятся более одного раза? На этот случай сохраните письменный ответ себе в заметки на телефон. И отвечайте журналистам только с помощью этого шаблона, методом копипасты.
- Самопиар
В этот момент вам может показаться, что сейчас отличный способ попиарить себя или свой проект - ну раз уж журналисты пишут вам САМИ. Я стараюсь избегать формулировок “не в коем блять случае”. Поэтому скажу вот так: на этом прокалываются и гиперкомпетентные профи. Не гиперкомпетент в этой ситуации скорее всего сделает хуже и себе, и непосредственным участникам ситуации и аффилированному с ними комьюнити.
Вы - лицо сообщества
- Как же так?
Пиарщики многих компаний пишут инструкции по ведению соцсетей сотрудниками этих компаний. Обычно они сводятся к: "не ведите свои соцсети вот так или ПРЕКРАТИТЕ писать в соцсетях, что вы наш сотрудник". Почему? Потому что компанию, как ваше сообщество по интересам будут оценивать по тем представителям, которые попадают в свет прожектора. А раз вам пишут - значит вы уже в фокусе внимания и оценивать комьюнити будут по вам.
- Кого увидит журналист?
Проверьте как выглядят ваши соцсети. Зайдите на свою страницу ФБ, ВК, промотайте сообщений тридцать. Прикиньте, КОГО увидел журналист в качестве эксперта, которому он сейчас обратился за комментарием по вопросу? И не станете ли вы следующий раз в свет прожектора не как эксперт, а как основной фигурант статьи, вместе с вашей фотографией на которой вы, облитые кровью пожираете кусок сырого мяса. С каким нибудь смешным заголовком: “Соклубник Доцента С. заявляет о его полной невиновности”
- Гигиена
Подобный аудит в принципе полезно проводить раз в пару месяцев. И стоит четко понимать, что в том случае, если вы хотите вести публичные выступления - вы берете на себя ответственность за то, как представляют наше комьюнити сторонние люди. И что вам важнее, образ эпатажного фрика или осознанные действия, которые не наносят вреда тем, с кем ты ешь за одним большим столом общего хобби.
- Но я же ОБЯЗАН сказать!
Это, кстати, относится не только к интервью. Все ситуации когда внутри сообщества произошел ПЦ и вы не можете найти в себе сил чтобы НЕ написать и ОБЯЗАНЫ отнестись к происшедшему публично - равноценны интервью.
И вот почему. Ваши соцсети - это публичное не защищенное пространство из которого журналисты берут информацию для своих статей, а далее снова смотрите пункт 1 - журналист всегда на работе.
Итого - 4 простых тезиса
- Весь интернет, включая чаты, мессенджеры и соцсети - это публичное пространство.
- Беседы с журналистом “не для печати” НЕ бывает. Журналист - всегда на работе.
- Общайтесь письменно, а не устно. Не импровизируйте, возьмите время на то чтобы написать формулировки.
- Проверяйте ваши высказывания правилом заголовка. Как цитата из вас будет выглядеть на Медузе?