Немного разберу образ школы в невероятно популярной серии произведений Джоан Роулинг о мальчике, который попал в школу-интернат закрытого типа.
Кратко напомню сюжет: Гарри Поттер до десяти лет жил в чулане, потом его забрали в полную приключений нии школу чародейства и волшебства Хогвартс. Собственно - это и есть вся интересующая нас часть, ибо дальше описываются приключения школьника по принципу: один год - одна книга.
Я не хочу в этой статье касаться описания магии и вообще концепции того, что все проблемы в жизни могут быть решены взмахом достаточно длинной ВП и произнесением заклинания с достаточным чувством. Я разберу то, что окружает школьников, их рутину - школу и занятия. Мне кажется, что видение автором романов школьных учителей, уроков и школьной жизни заслуживает пристального внимания.
Сначала пара слов об авторе
Биографию Роулинг можно назвать обычной, да и книги более или менее с её жизни списаны. Примечательной мне показалась характеристика одного из её преподавателей:
с академической точки зрения, выглядела делающей то, что необходимо
in academic terms, gave the appearance of doing what was necessary
С точки зрения профессора, Джоан не была, а создавала видимость. Может, это было предвзятое мнение профессора, может, она сама вместо учёбы занималась ИБД (имитацией бурной деятельности). Так или иначе, этот образ школы как имитации деятельности есть в её романах. Идеализированный и утрированный, например, в уроках предсказаний.
Школа в поттериане
Слово-то какое: "поттериана". Как для меня, джеймсбондовщиной отдаёт.
Я не думаю, что при написании своих романов, сама Роулинг пыталась намеренно создать какой-то особый образ школы. (Как мне всегда "нравились" обсуждения литературы из серии "что хотел сказать автор этими синими занавесками?") Скорее всего, просто описывала свои воспоминания и мысли "как должно было быть". Благо, у неё была возможность наблюдать школу не только со школьной скамьи.
Если из Хогвартса выкинуть магию, то это будет самая обычная школа, в которой непосредственное образование, как и везде, отходит на второй план.
По сюжету, перво-наперво всех вновь прибывших в школу детей поделили на гуманитариев и умных по факультетам. Кстати, что приятно удивляет, сделали это не исходя из внешней видимости успешности в определённых дисциплинах, как это делают в настоящих школах, а с помощью теста, в значительной степени напоминающего ЕГЭ (не по форме, а по сути).
У школьников начинаются занятия.
Потом профессор МакГонагалл продиктовала несколько очень непонятных и запутанных предложений, которые предстояло выучить наизусть.
Наверное, этой фразой можно было бы и закончить. У меня даже статья есть про такую МакГонагалл (Minerva McGonagall). Не знаю, как было на самом деле, но мне сразу представилась юная Джоан, которая записывает за учителем три непонятных и запутанных закона Ньютона.
Подавляющее большинство уроков начинаются с того, что учитель спрашивает учеников по теме своего предмета, что более или менее можно воспринимать, как входную диагностику. Остальное время проходит либо в форме демонстрации знаний, приобретённых где-то заранее (Роулинг не удержалась здесь от стереотипного "кто скажет мне, чем отличаются оборотни от анимагов?"), либо в форме хоровой отработки каких-то конкретных фраз и движений. Знаете, что напомнило? "Quod liced Jovi, non liced bovi". Это очень интересное сочетание реальной школы и стереотипов. Если брать близкую мне сферу - уроки математики, то в реальной школе во многом они так и проходят: ученики дружно, хором списывают решение типовой задачи с доски вслед за учителем, а потом дома пытаются повторить.
Пожалуй, единственный преподаватель, чьи уроки более или менее походят на реальное обучение, а не дрессировку, это Северус Снегг (Severus Snape). На его уроках зельеварения происходит примерно то, что должно бы происходить на каждом уроке в настоящей школе: ученики работают полностью самостоятельно, а учитель вмешивается по необходимости. В общем-то понятно, почему к нему такое негативное отношение героев (а через них и автора) - он заставляет трудиться. К одной моей статье написали в комментарии, что "современные дети не приучены трудиться , потому что им с малых лет достается все очень легко, а учеба- это труд". Согласен, настоящая учёба - очень тяжёлый (и очень интересный) труд, который за сорок минут выматывает не меньше, чем час в тренажёрке.
Последний момент, который я хотел бы рассмотреть - это любимый всеми учителями соревновательный момент. (Вот хотел здесь написать слово "училками", но за этим замечены и вполне нормальные учителя.) Соревнования "кто умнее" в школе были всегда, но именно в ГП это возведено в ранг самоцели, утрированно, можно сказать, гротескно. Цель ученика в Хогвартсе не пресловутое "получить знания", не получить оценку, а набрать баллы для своего факультета, чтобы победить в соревновании. И если есть способ победить в соревновании помимо учёбы, будьте уверены, ученики его изберут. Да они его и избирают: вскрывают тайные комнаты, достают философский камень и т.д. А победить должен Гриффиндор.
Всё-таки, немного о магии в школах
На сей раз, речь пойдёт о вполне реальной школе и реальной магии. Точно так же, как и в Хогвартсе, ученики реальных школ часто вынуждены заучивать магические пассы под видом математики или химии. Потому что учитель (в силу разных причин) не может создать что-то большее, понимание. А наука, которую мы не понимаем, выглядит как магия. Я уже писал о том, как через мнемонические правила, не связанные с наукой, "запоминаются" правила математики или физики. Тем самым, учитель из последовательной и стройной науки строит такую вот гаррипоттерную магию. А вот здесь я увидел целую стопку заклинаний. Не заглядывая в статью по ссылке, попробуйте догадаться, что вызывает заклинание "чистое небо над землёй".
Заключение
Вообще, посылки молодёжной поп-культуры очень полезно изучать, потому что это те книги, фильмы, сюжеты, на которых растёт новое поколение. Как описано там, так и будет в реальности ближайшие 20-40 лет. В какой-то степени, все мы постепенно переезжаем в Хогвартс.