Как Красная Армия спасла от смерти семью лилипутов.
«На наших глазах двух убитых карликов сварили, чтобы извлечь их кости и выставить скелеты в коллекции доктора Менгеле. Я приготовилась к самому худшему. Давно было ясно: едва эсэсовец нами натешится — отправит в газовую камеру, а наши черепа положит в качестве сувениров у себя на столе. Каждый день мы жили, словно последний». Это слова Елизаветы Овиц — уроженки Румынии, участницы ансамбля «Труппа лилипутов»: одной семьи из двенадцати человек (семь из них очень маленького роста), в полном составе отправленной в Освенцим 12 августа 1944 года. Подвергнувшись безумным медицинским опытам гауптштурмфюрера СС Йозефа Менгеле, лилипутам удалось выжить и дождаться, пока 27 января 1945 года концлагерь не освободила Красная Армия. Овицы считаются единственной семьёй, целиком уцелевшей в ужасе Освенцима. Каким же образом у маленьких людей получилось спастись в кошмаре нацистского ада?
Звёзды с фальшивым паспортом
Родоначальником семейства явился раввин-карлик Шимшон Овиц из местечка Розавля в Трансильвании (Румыния): хотя он дважды женился на девушках обычного роста, семеро из десяти его детей родились лилипутами. Когда в 1923 году раввин Овиц умер, необычная семья прославилась по всей Восточной Европе, основав ансамбль «Труппа лилипутов». Братья и сёстры повыше ростом занимались организацией концертов, а «маленькие» играли и пели, причём на изготовленных персонально для них крохотных музыкальных инструментах — скрипке, барабанах, гитаре, виолончели. На выступлениях всегда было яблоку упасть негде, билеты раскупались влёт — Овицы отлично зарабатывали и даже ездили на одном большом личном автомобиле: для румынской деревни это была неимоверная крутизна. Пели артисты на венгерском, румынском, идише, русском (!) и немецком языках.
В 1940 году провинция Трансильвания перешла под власть союзницы Гитлера Венгрии, и госчиновники ввели в действие копии законов Третьего рейха. Евреям запрещалось выступать перед «расой господ». Ансамбль это не смутило — с помощью взяток музыканты лихо подделали документы и продолжили гастролировать. Через 4 года в Венгрию вошли немецкие дивизии СС, и нацисты легко раскрыли фальшивку. «Труппа лилипутов» была арестована полностью — все 12 человек. Их продержали два месяца в тюрьме, а затем послали на уничтожение в концлагерь.
Рвали зубы, мучили, лили кипяток
Ансамбль отправили в гигантскую фабрику смерти — Освенцим. Уже спустя неделю их должны были убить в газовой камере. Однако 35-летний лилипут Мики Овиц раздал охранникам-эсэсовцам рекламные открытки группы, и необычным коллективом заинтересовался «ангел смерти» Освенцима, производивший отвратительные медицинские опыты на живых людях гауптштурмфюрер Йозеф Менгеле. Он буквально выдернул Овицев с места казни в самый последний момент и приказал перевезти «малышей» в специально построенный для его опытов квартал бараков. Разумеется, никто из узников этому не обрадовался: многие предпочитали задохнуться от газа «Циклон Б», чем попасть на стол «врача» Йозефа Менгеле.
Гауптштурмфюрер вообще не имел каких-либо чувств вроде жалости. После начала эпидемии тифа в женском бараке Освенцима он пресёк инфекцию, отправив на казнь 498 узниц как «распространителей заразы». Тут Менгеле попросту рассчитывал на долгое «развлечение». У семьи Овиц брали на анализ кровь, костный мозг, вырывали зубы, лили в уши ледяную или разогретую до состояния почти кипятка воду. Эсэсовский врач пытался разобраться в наследственности — почему у людей нормального роста рождаются лилипуты и наоборот? Он безжалостно мучил полуторагодовалого ребёнка Шимсона Овица, выкачивая кровь у малыша из вен за ушами. Женщинам Менгеле вводил в матку обжигающую химическую жидкость.
«Были как цирковые собачки»
Семейство Овиц не питало иллюзий, что оно выживет. Да, им разрешили носить свою собственную одежду (а не лагерную робу), лучше кормили и давали простейшие медикаменты, позволили не сбривать волосы на голове. Для кроватей выдали простыни, что было уж совсем фантастической роскошью. Но мучения продолжались ежедневно, на протяжении месяцев. Членам семьи обычного роста приказывали нести лилипутов на руках на место опытов.
Гауптштурмфюрер считал их за диковинных животных, а не за нормальных людей: однажды, гордясь своей «коллекцией», Менгеле привёл Овицев на лекцию к сотрудникам медицинской службы СС. Он грозно приказал им раздеться догола перед аудиторией, показывая затем указкой отличия лилипутов от стандартного человеческого роста. Эсэсовец снял о маленьких узниках фильм личной кинокамерой и отправил плёнку Гитлеру, хвастаясь «ручными евреями». Уставая от криков пытаемых им заключённых, вечерами нацист собирал еле стоящих на ногах Овицев и заставлял веселить его — распевать песенки, играть музыку, танцевать. «Мы для "ангела смерти" были как личный зоопарк, — рассказывала 23-летняя Перла Овиц. — Цирковые собачки, которые пляшут на задних лапках, а им милостиво бросают кусочек сахару. Так как нас было семеро маленьких, Менгеле звал всех именами гномов из "Белоснежки"».
«Меня задушили бы газом»
17 января 1945 года Менгеле перевели из Освенцима в другой концлагерь — Гросс-Розен, и семья лилипутов приготовилась к уничтожению: заключённых стали убивать тысячами. К счастью, в суматохе эвакуации эсэсовской охраны про Овицев забыли — и через 10 дней они встретили вошедших в ворота Освенцима солдат Красной Армии, заливаясь слезами радости. Овицы считаются единственной семьёй, полностью уцелевшей в концлагере — не погиб ни один участник удивительного коллектива. «Если бы я была обычной еврейской девушкой метр семьдесят ростом, меня сразу задушили бы газом, как тысячи других евреев из моей страны, — сознавалась Перла Овиц. — Я раньше расстраивалась, за какие грехи родилась лилипуткой, но теперь думаю — это был выбор Господа, чтобы я осталась в живых». Лилипутов увезли в лагерь беженцев в СССР, а после окончания войны разрешили вернуться домой. Дорога продлилась 7 месяцев — чтобы добраться до родной деревни, ансамбль давал за еду концерты на станциях.
«Никто не ждал хэппи-энда»
В Румынии же оказалось, что их семейное жилище давно разграблено (вынесли даже посуду), а соседи вовсе не рады возвращению артистов: в доме устроили хлев для скота. Не в силах выдержать такое отношение семья Овицев получила визу и уехала на жительство в Бельгию. Но разорённой войной Европе было не до увеселительных шоу, и в 1949 году лилипуты перебрались в Израиль. Там они быстро стали популярными, собирая на своих концертах огромные залы. Правда, с возрастом выступления на сцене стали для маленьких людей утомительны, и в 1955 году они ушли на «творческую пенсию», купив два кинотеатра и открыв ресторан. Мужчины-лилипуты женились на обычных девушках, и их дети рождались впоследствии значительно выше отцов, а вот женщины-лилипутки не могли забеременеть ввиду проблем с организмом. Последняя представительница этой необычной семьи Перла Овиц умерла в 2001 году в возрасте 80 лет. «Мы оказались семью гномами самой злой и страшной сказки в мире, — вспоминала Перла незадолго до своей смерти. — Ведь за колючей проволокой Освенцима никто и никогда не ждал хэппи-энда».