День Победы — главный праздник страны не только для россиян. Победу в Великой Отечественной войне одержал единый советский народ, и сегодня подвиг наших героев, несмотря на различные политические веяния, помнят и чтят практически во всех странах бывшего СССР.
В единой советской семье
Специалист по истории Великой Отечественной войны, директор Российского военно-исторического общества, доктор исторических наук, профессор МГИМО (У) МИД РФ Михаил МЯГКОВ в одном из своих интервью отмечал:
— Дружба народов действительно стала тем фактором, который позволил победить в Великой Отечественной войне. Не будь ее скрепляющей силы, скорее всего, наша страна как единое целое просто-напросто распалась бы, как и рассчитывал Гитлер. В немецких планах был заложен политический распад СССР и коллаборационизм после первых же сражений, когда народы начнут воевать против центральной власти, кавказские народы передерутся между собой, русские с украинцами, кто-то будет помогать Германии. «Разделяй и властвуй» — на это рассчитывала нацистская идеология, но свершилось обратное. Чем сильнее были удары по нам, чем тяжелее становилось, тем крепче была и государственная система, и воля солдат к победе. Не случайно среди героев Советского Союза все наши национальности — и русские, и украинцы, и кавказцы, и евреи, и татары — все они вместе воевали за одну страну. Конечно, у всех была малая родина, но, сражаясь, допустим, в Сталинграде, они понимали, что воюют и за Москву,
и за Кавказ, и за Карелию, и за другие регионы. Там, на фронте, не делили, какой ты национальности, ведь сегодня ты сражаешься, а завтра можешь погибнуть за свою большую Родину. Чувство «семьи единой» было у нас на небывалой высоте. Советская власть дала каждому народу возможность самореализации и образования, так что они сражались не только за Родину, но и за систему — это тоже был важный скрепляющий фактор.
Однако в первые годы после распада СССР в некоторых вновь образованных республиках были попытки пересмотра истории Великой Отечественной войны, умалялось значение великого подвига советского народа. Впрочем, время все расставило по своим местам. И сегодня во многих странах бывшего СССР чтят подвиг советских солдат. Для народов СССР эта война была, в первую очередь, Отечественной — все как один они встали на защиту родной земли.
Сегодня в многонациональной Хакасии проживают дети и внуки этих героев Великой Отечественной. И пусть многие участники ВОВ из республик бывшего СССР сами в Хакасии и не бывали ни разу, однако память об их подвиге во имя мира бережно хранят их дети и внуки — жители нашей республики. Один из подобных примеров — судьба украинского солдата Павла Артемовича КАПЛИЯ, сражавшегося на фронтах Великой Отечественной за свою большую Родину СССР, а после войны посвятившего всю свою трудовую жизнь Горловскому машиностроительному заводу. Его дочь Валентина Павловна Крамзина (в девичестве Каплий) проживает в Хакасии на протяжении вот уже 45 лет, вместе с супругом они воспитали двоих детей. И сегодня память о боевом пути ефрейтора-телефониста Павла Каплия хранят не только внуки, но уже и их правнуки — жители Хакасии.
Украинец на Белорусском фронте
— Мой папа, Павел Артемович, родился 22 июня 1921 года в селе Водяное Запорожской области, его отец — мой дед — был моряком, служил в свое время на броненосце «Святая Мария». Этот броненосец вместе со знаменитым броненосцем «Потемкин» участвовал в революционных событиях 1905 года — помню, в детстве мы все этим очень гордились, — начинает свой рассказ об отце Валентина Павловна.
В ряды Красной армии Павел Каплий был призван в ноябре 1940 года, в 725-й стрелковый полк, в котором до января 1941-го служил в должности стрелка. С января по июнь 1941 года проходил службу в 15-м Отдельном полку связи. С июня 1941 года по сентябрь 1945 года воевал в составе 36-го отдельного полка связи на 3-м Белорусском фронте в должности телефониста.
— Отец участвовал в обороне Москвы, принимал участие в знаменитом параде 7 ноября 1941 года на Красной площади, с которого солдаты уходили сразу на фронт. Отец всего два раза в жизни был на Красной площади — во время этого парада и позже, уже будучи семейным человеком. Они с мамой специально ездили в Москву. Как говорил папа: «В 1941 году я не смог в Мавзолее побывать, на Ленина посмотреть, поэтому нужно обязательно еще раз съездить в Москву», — улыбаясь, вспоминает Валентина Павловна.
По словам дочери ветерана, в послевоенное время Павел Артемович никогда им, детям, не рассказывал ничего о том, как они воевали. Знали только, что отец был телефонистом, специалистом полевых кабельных линий. Был награжден медалями «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», «За боевые заслуги», Орденом Великой Отечественной войны II степени. Позже, уже в честь юбилеев Победы, награждался юбилейными медалями. В 1998 году был награжден медалью «Георгий Жуков».
— Войну отец завершил в Кенигсберге, за что и был отмечен медалью. Однако в одном из боев под Кенигсбергом он был тяжело ранен и потерял военный билет. Сам никогда ничего об этом не рассказывал, но я уже позже, будучи взрослым человеком, поняла, почему он вернулся с войны лишь в сентябре 1946 года — все это время, видимо, таких, как он, солдат проверяли в специальных частях. Позже военный билет отцу восстановили, с 1965 года он стал награждаться юбилейными медалями. Наградами очень гордился, как и мы, все его четверо детей — это я и трое младших братьев. Помню, в праздник 9 Мая мы медали отца на себя навешивали — пока были маленькими, отец разрешал так играть, а в подростковом возрасте уже не разрешал трогать боевые награды — «это вам не игрушки», — вспоминает дочь ветерана.
После войны Павел Артемович вместе с супругой Надеждой Федотьевной переехали в город Горловка Донецкой области и всю жизнь проработали на Горловском машиностроительном заводе имени Кирова. На заводе, в
числе прочего, выпускались и угольные комбайны. По словам Валентины Павловны, когда она по приезде в Хакасию узнала от знакомых, что на угольных разрезах Черногорска работают эти самые комбайны из Горловки, была безмерно рада и горда — вот такую, нужную всему Советскому Союзу, технику выпускает завод, где работают ее родители!
В Сибирь — «на край света»
— В 1975 году я, как настоящий комсомолец, распорядилась своей судьбой — уехала с родной Украины в далекую Сибирь. В Горловке окончила техникум советской торговли по специальности «Технолог общественного питания», взяла направление и поехала в Сибирь. Там, на Украине, про Сибирь все знали только то, что это «земля где-то на краю света, где чуть ли не медведи бродят по улицам», что все эти территории еще совсем не обустроены, и мы, как истинные комсомольцы, должны помочь в освоении этих земель, добыче природных ископаемых, строительстве новых городов и заводов. Вот я и подумала: «Съезжу, хоть посмотрю, как он выглядит, этот край света», — смеется Валентина Павловна.
Сибирь моя собеседница увидела, да так с 1975 года и осталась жить в Хакасии, здесь встретила свою судьбу, воспитала двоих детей. Домой, в родную Горловку, ездить в последние годы семья Валентины Павловны стала все реже.
— Все трое моих братьев проживают в Горловке. И лишь в последние годы жизни отца они мне говорили, что он понемногу начал им рассказывать о войне. Так, отец поделился уже со взрослыми сыновьями таким воспоминанием. Как-то он с товарищами-связистами прокладывал телефонный кабель, и в этот момент их стали обстреливать с «мессершмидтов». И вот буквально за секунду его боевого товарища в результате такого обстрела разорвало пополам… Сразу стало понятно, почему все наши школьные годы, когда мы просили отца рассказать «что-нибудь о войне», он всегда отказывался — не для детей такие разговоры, — отмечает моя собеседница.
Впрочем, по словам Валентины Павловны, все советские годы и в 1990-е на Украине ветеранов Великой Отечественной помнили и чтили, всегда отмечали юбилеи Победы. Павла Артемовича Каплия всегда приглашали на встречи с учениками близлежащей школы. В 1998 году ветерана наградили медалью «Георгий Жуков».
— В последний раз в Горловке я была в 2010 году, и все еще было хорошо. Это позже началось невесть что. Я всегда думаю: что бы было с моим отцом, если бы он узнал, как на современной Украине оценивают недавнюю историю… Отец всегда говорил, что бендеровцы — это бендеровцы, и никакие это не герои, — отмечает Валентина Павловна.
Можно сказать, что всю свою осознанную жизнь моя собеседница прожила в России, в Хакасии, супруг Валентины Павловны по национальности — русский. Однако в последние 10 лет Валентина Павловна — одна из активисток украинской общественной организации «Крыныця».
— С возрастом иногда такая ностальгия стала брать, так хочется поговорить на родном украинском языке, спеть песни, на которых вырос, отметить православные и просто гражданские праздники так, как это было в детстве. «Крыныця» для меня — настоящая отдушина, кусочек Украины здесь, в Сибири. Для меня очень важно знать свои корни, свои истоки. Неправда, что, мол, все украинцы на современной Украине такие злодеи и не любят россиян. Все мы: и русские, и украинцы — один народ, славяне, наши отцы и деды вместе воевали за свою единую Родину, — завершает нашу беседу дочь ветерана Павла Артемовича Каплия.
Ольга КАРАЧАКОВА
Фото из семейного архива
Валентины Крамзиной