Если вы думаете, что в игровой индустрии вас сложно чем-то по-настоящему удивить, то не будьте такими же наивными как я. В нашей любимой индустрии всегда найдется какой-нибудь одинокий польский разработчик, которой захочет сломать вам мозг. И ему не важно соберет ли его проект необходимую сумму на Kickstarter или нет, ведь за ним стоит государство в лице министерства культуры Польши. Его руки абсолютно развязаны, а игроки настолько расслабились, что не думая устанавливают и запускают демо-версию его новой игры Commander ’85. И как главный герой этой игры, открывший коробку с новеньким компьютером последней модели не подозревая о последствиях, я точно так же безрассудно нырнул в виртуальный мир Commander ’85 не задержав дыхание. Мне повезло, что это пока всего лишь демо-версия, ведь все могло закончится гораздо плачевнее.
О разработке
Пускай вас не смущает множественное число в названии The Moonwalls – на самом деле, стена в этой студии всего одна и зовут её Marcin Makaj. Почитав об этом разработчике я стал немного меньше удивляться происходящему на экране в Commander ’85. Marcin, выпустившись после университета с двумя высшими образованиями по экономике и юриспруденции, решил, что хочет делать игры и в 2011 года он сбросил оковы и погрузился в инди-разработку. Начав с игр для iOS, он довольно скоро сумел завершить свою первую большую игру под названием Bohemian Killing, которая стала идеальной прелюдией к его новому проекту. В Bohemian Killing игрок выступает в качестве холоднокровного убийцы, которого уже поймали и отдали под суд, но игроку предложено выбрать линию поведения убийцы, запутывая или помогая следствию. Просто представьте сколько различных вариантов развития событий мог придумать в игре про суд разработчик с высшим юридическим образованием.
Commander ’85 находится в разработке уже не один год и за это время Marcin стал преподавать в своем родном университете курс гейм-дизайна и, нарастив связи, смог уговорить Министерство культуры и национального наследия республики Польши профинансировать его детище. Как удачно сложился пазл.
О сюжете
Несмотря на подробное описание игры на Kickstarter-страницы и на удивление обширной демо-версии, завязка сюжета до сих пор не совсем понятна. Вступительный ролик начинается с места убийства в жилом доме из которого полицейские выносят коробку с надписью Commander ’85, а уже в следующий сцене мы несёмся по улице на велосипеде под бодрую музыку из сериала Stranger Things. Получив пару словесных подзатыльников от мамы за прогулянные классы, главный герой остается наедине со своим новым компьютером...и храпом собаки. Причем, в моем случае это был только храп и дыхание пса, само животное я так в комнате не нашел, видимо в моей версии бедолага стал жертвой бага кривого билда.
События разворачиваются в Чикаго 1985 года, в семье польских иммигрантов, в которой сын-подросток получил в своё распоряжение современный ПК да еще и с искусственным интеллектом на борту. Кроме самого компьютера с трубчатым монитором, атмосферу задает идеально-собранная комната американского подростка: на подоконнике аудио-двойка Gabisonic с радиостанциями гоняющими синт-вейв и диско, на стене постеры House Alone и Back to the Past, а на столе дисковый телефон и модем к которому надо для соединения приложить трубку телефона. В нашем распоряжении также видеомагнитофон и телевизор с рекламными роликами эпохи VHS. В общем, комната мечты любого подростка. При всей интерактивности берлоги главного героя, она призвана лишь задать тон и передать настроение предпоследнего десятка прошлого столетия и пока это лучшие 80-е, которые я видел в видеоиграх.
О геймплее
Интерфейс практически полностью отсутствует, за исключением несуразного мамко-метра в углу (надеюсь дизайн разработчик поправит), который быстро растет по мере потере мамой терпения к поведению любимого сына. Невыученные уроки, поздний отход ко сну и мать просто не даст посидеть перед компом, если не погулять с псом или вынести мусор, тем самым немного успокоив родителя. А за комп так и тянет, ведь на мониторе Commander ’85 открывается целый мир. Правда, открывается он, если только включить мозги, к чему не многие игроки будут готовы.
Как можно догадаться, взаимодействие с компьютером является главным элементом игры и, первом делом, ИИ предлагает залезть в базу данных школы и поправить записи посещаемости уроков главным героем, чтобы маму больше не беспокоили звонками. Как это сделать уже выбор игрока, и не вдаваясь в подробности, скажу, что моя первая попытка закончилась прилетом ядерной боеголовки в окно уже на следующие утро.
Кстати, в этом был виноват еще один иммерсивный элемент игры: как только день близиться к закату, наш парень начинает активно зевать, а экран становится все более и более размытым, поэтому я и принял решение отправится спать, что привело к третьей мировой войне. К слову, в мой следующий забег я продержался не многим дольше – игра действительно заставляет крепко подумать прежде чем тянуться к командной строке.
Основной упор разработчик делает на механику взлома баз данных и электронных досок объявлений, так что проникновение на школьный сервер это только разминка. Хотя, всегда можно просто расслабиться и пройтись по коллекции дискет с играми, разбросанными на столе. К релизу разработчик обещал добавить еще несколько, так что есть шанс увидеть Missile Command и Duck Hunt!
О визуальной части и аудио
На мой взгляд, Marcin Makaj со своей Commander ’85 примкнёт к пантеону разработчиков-одиночек, которые делают круто. Круто в плане картинки, звука и музыки. По части визуала это, конечно, не Zeng Xiancheng со своей Bright Memory, но всё равно очень впечатляет. Я не смог найти информации, что за движок использует Marcin, но если это Unity, то моё почтение (хотя больше похоже на Unreal Engine).
Работа над светом, пожалуй, больше всего впечатляет на данный момент, но посмотрим, что будет в финальном варианте. Кстати, одной из дополнительных целей в краудфандинговой кампании числится VR-режим, что просто напрашивается в эту игру, но, судя по тому, как проходит сбор средств, шансы получить его практически равны нулю.
Звук, а в особенности музыка тоже заслуживает похвалы. Я в первую очередь настроил аналоговый приёмник на крутую радиостанцию и прекрасная музыка 80-х не покидала мои наушники до самого прилёта ядерного заряда на рассвете.
При всей хардкорности основного элемента геймплея, уровень душевности этой инди-игры просто зашкаливает на моём личном ретро-метре: таким вниманием к мелочам и количеством пасхалок на квадратный метр Commander ’85 бьет все рекорды и кажется легко разожжет приступ ностальгии даже в самом черством сердце нашей планеты.
Заключение
Работа над проектом практически закончена и вне зависимости от результатов на Kickstarter, игра должна выйти на всех серьезных платформах уже этой осенью. Commander ’85 для меня первый кандидат на премию “Левая резьба 2020” и, наверное, на некоторые другие тоже. Несмотря на то, что мой мозг был неоднократно взорван на протяжении нескольких часов, что я потратил на демо-версию, игра оказала на меня неизгладимое впечатление. И если вы по какой-то причине не найдете время или не захотите пройти ее самостоятельно, то хотя бы возьмите проект на карандаш – он не раз сгодиться вам отличным оружием в жарких спорах об инди-играх против мейнстрима. Всегда можно будет обескуражить соперника бросив что-то типа: “Корпорации никогда не смогут создать условия и дать полную свободу, чтобы получилось что-то наподобие Commander ‘85”. Easy win.
Заходите на канал "Мольбертный пиксель" в Telegram. В нём вы найдете все, что пропустили из прекрасного мира инди-игр, душевного пиксель-арта и доброго олдскула. На канале вы также узнаете о самых значимых независимых проектах и будете в курсе важнейших новостей инди-разработки. Обзоры, превью и разнообразные рубрики не дадут заскучать настоящим ценителям качественных видеоигр.
Я продолжу публиковать обзоры на самые интересны инди-игры в Яндекс Дзен, но за всем остальным - в Telegram-канал!