Приветствую, друзья! Сегодня поговорим о диабло-клонах, а конкретно о Warhammer: Chaosbane. Если вам интересен этот жанр, рекомендую также ознакомиться с моими статьями по теме:
Старые-добрые RPG: Nox
Почему впервые проходить Titan Quest на PS4 было ошибкой?
Игры по вселенной Warhammer Fantasy выходят довольно часто. Каждый год появляется либо какое-то мобильное развлечение, либо стратегия, а то и вовсе симулятор американского футбола.
Достойных проектов среди них не так уж и много. Успеха добились и вовсе единицы. Из современных игр это Total War: Warhammer, Mordheim: City of the Damned и Warhammer: Vermintide. В 2019 на сцену вышел Warhammer: Chaosbane - диаблоид по той самой вселенной. Уже по трейлерам было понятно, что игра не метит на шедевр, но мне все равно стало интересно, тем более игра предлагала кооперативное прохождение на одной консоли. Я прошёл игру, изучив сюжет и эндгейм-контент, и хочу поделиться с вами впечатлениями.
Снова в бой...
Сюжет в Chaosbane довольно скромный. Предисловие рассказывает о становлении Магнуса Императором и вплетает в эту историю четырёх героев игры, которые помогли победить армию Асавара Кула. Игра начинается с нападения на Магнуса, очевидцем которого является главный герой (какого бы персонажа вы не выбрали). Игрокам предстоит спасти жизнь императора и остановить хаоситов. Делать это придётся 4 акта (в DLC добавили ещё 2). Каждый акт займёт порядка двух часов, поэтому игру можно легко пробежать за пару вечеров.
Поиграв пару миссий, осознаёшь первые проблемы игры. В игре не хватает разнообразия и динамики. Задания одни и те же, при этом каких-то дополнительных квестов нет. Открытого мира, как в большинстве диаблоидов, тут тоже нет. Каждое задание отправляет нас на локацию, которую надо зачистить и вернуться на базу. И так до битвы с финальным боссом, который в каждом акте свой. После босса отправляемся в следующий акт.
При этом локаций мало. Собственно, их количество вы можете узнать сразу, как появитесь в новом акте. На мини-карте будут значки ворот – эти значки обозначают количество различных локаций в акте. Учитывая отсутствие открытого мира, хотелось бы большего разнообразия локаций. Ведь в некоторых актах их всего две! И это я не говорю о повторяющихся монстрах. Из акта в акт нас ждут перекрашенные версии врагов, и лишь изредка будет 2-3 уникальных монстра на акт.
Разнообразие есть разве что в персонажах и их навыках. На выбор 4 персонажа (ещё один был добавлен в DLC). Набор довольно стандартный: воин с мечом и щитом, эльфийская лучница, гном-берсерк и эльфийский маг. В дополнении добавили гномиху-инженера, которая является смесью персонажа ближнего и дальнего боя. Добавили довольно странно – если вы начнёте проходить игру за неё, не проходя за Браги (гнома-берсерка), то получите ачивку за прохождение гномом Браги, ибо отдельной ачивки для нового персонажа разрабы не сделали. Лень разработчиков или намёк на то, что все гномы одинаковые?
Билдостроение
Прокачка в игре является эдакой помесью Diablo и Path of Exile. С одной стороны – вы просто каждый уровень получаете новые навыки (или их улучшение). Никаких статов распределять не надо – забудьте про силу, ловкость и прочее (как и в Diablo III). Зато есть древо божественных навыков, которое очень похоже на прокачку из Path of Exile. В нём можно купить ещё навыков (куда уж ещё, обычные-то все нельзя экипировать), а также пассивные улучшения для персонажа (плюсы к урону, защите и прочее). Для тех людей, которые пройдут игру и прокачают персонажа максимально, есть легендарные очки – также пассивное улучшение персонажа, доступное при достижении максимального уровня.
Как видите, различных навыков здесь очень много. Вот только количество навыков, которые вы можете экипировать одновременно, ограничено. При этом после определённого уровня навыки будут улучшаться. Улучшенная версия будет требовать больше очков, что ещё сильнее ограничивает.
И тут перед игроком дилемма – использовать больше умений, но без улучшений или же минимум умений, но максимально прокаченных. В начале игры это не сильно сказывается, а вот ближе к концу вам нужно будет выбрать определённый билд, то есть совокупность навыков, при которой вам будет играться комфортно.
Одна сторона монеты прокачки – разные вариации билдов даже одного персонажа. Банально можно играть, используя лишь один-два активных навыка (максимального уровня улучшения или связанного с какой-то пассивкой), а остальное вложить в пассивные улучшения. Или же выбрать кучу активных умений начального уровня, раскидывая по кулдауну весь спектр навыков, но страдая от недостатка силы этих умений. Вариации вроде бы и есть...
Вторая сторона – на практике навыки до боли одинаковы. Во время прохождения вы просто можете не заметить, что у вас открылось новое умение. После выбора умения для основной атаки, навыка для максимального урона и какого-нибудь заклинания, чтобы убежать от толпы врагов, вам больше не будут нужны новые умения. Ведь по сути ничего нового они не предложат. Есть заклинания, которые бьют по одной цели, заклинания AOE-типа (наносящие урон по области) и навыки, которыми можно управлять (например, магический вихрь, который управляется вторым стиком на геймпаде). А если же вы захотите поиграть в эндгейме – весь ваш билд будет строиться вокруг легендарного шмота, но об этом ниже.
Назвать всё это минусом я не могу. Ведь если сравнить с той же Path of Exile – так там вообще лучше сначала выбрать билд, а потом уже начать играть и прокачивать персонажа. Иначе запорете прокачку и персонаж будет неиграбельным. Такой подход ставит игрока в слишком жёсткие рамки, и кажется мне неправильным. Но и от прокачки в Chaosbane я не в восторге.
Модный приговор
Игра активно сыпет шмотками. Из врагов или из сундуков – шмот сыпется пачками. Полезного там будет не так много. Зачастую мы просто ищем экипировку с “зелёными стрелочками”, то есть явно повышающие атаку или защиту персонажа. Ну или же какие-то красивые одеяния. Благо, каждая шмотка отображается на персонаже (исключения: кольца и амулеты). Вот только собирать всё подряд нет смысла – в игре нет как таковой торговли. Вы можете лишь сдать шмотки торговцу, за что он даст вам очки репутации, которые дают дополнительные навыки (больше навыков богу навыков!!!) и осколки для благословения предметов. Получать ништяки можно не за каждую шмотку, а именно за достижение репутации, которое потребует больших вложений. Если у вас нет планов гриндить после прохождения игры, то торговлей можно не пользоваться вовсе. С другой стороны, инвентарь всё равно надо чем-то забивать, так почему бы и нет?
Есть определённые интересные нюансы в экипировке. Например, даже начальный шмот складывается в некий сет. Собрав шлем, перчатки, кирасу и поножи одного типа, уже в начале игры можно получить небольшой бонус. Вот только зачастую эти бонусы нивелируются теми самыми “зелёными стрелочками”, и лучше будет выбрать просто шмот посильнее, чем оставлять скромный бонус от сета. А вот к концу игры уже начнут выпадать уникальные, красные шмотки. Эти вещи либо складываются в по-настоящему мощные сеты, либо сами по себе обладают уникальными бонусами.
Уникальный шмот имеет смысл благословлять . Это такая механика “баффа” экипировки, позволяет сделать вещь сильнее в плане урона или защиты. Можно благословлять вещи и сразу, как только вам откроют механику. Разноцветные осколки, которые тратятся на благословение, несложно найти, и их не так много требуется. На крайний случай можно обменять осколки одного цвета на другие. Например, вам не интересны баффы защиты, так что смело можете обменять осколки, отвечающие за это улучшение, на другие, которые дадут бонус к критическому урону. Если вы дойдёте до эндгейма – это вполне сможет занять вас.
Итог:
Warhammer: Chaosbane направлен на фанатов вселенной Warhammer Fantasy. Другая аудитория тут не задержится. Преданные Blizzard игроки все ещё гоняют в Diablo III. Олдфаги ещё и в Diablo II спокойно играют. Недовольные третьей Diablo уже несколько лет играют в Path of Exile, которая активно развивается. Любители годных сюжетных диаблоидов выберут Grim Dawn. Кто-то попробует новый и перспективный Wolcen: Lords of Mayhem. Найти место для Chaosbane трудно. Кроме вселенной и пары интересных механик игре почти нечем зацепить игрока. Она определённо страдает от проклятья большинства игр по Warhammer.
Игра по какой-либо вселенной (или по лицензии), на мой взгляд, не должна пытаться привлечь внимание к себе за счёт той вселенной, на которой основана. Наоборот, она должна стремиться стать таким проектом, от которого у стороннего игрока будет желание ознакомиться со вселенной, в которой происходит действие. Например, как у игрока в Hearthstone, который пришёл поиграть в карты, не зная лора игры, может появиться желание ознакомиться с миром Warcraft (пусть сравнение не совсем уместное, но суть передаёт). А вот Chaosbane не сможет заинтересовать игрока ознакомиться со вселенной Warhammer Fantasy.
Фанаты Warhammer вполне смогут получить удовольствие от диаблоида по любимой вахе. Даже застрять в эндгейме и заняться там гриндом. А больше игру порекомендовать некому – разве что вы ищете кооперативную игру на одном экране (но консольной версии Diablo III игра всё равно проигрывает в этом плане).
Такие впечатления подарила мне игра. Обязательно расскажите, играли ли вы в Warhammer: Chaosbane? Что думаете об игре? Не забудьте поставить лайк и подписаться на мой канал в Дзен - это очень мотивирует. До новых встреч!