КАК РЕШИТЬ ПРОБЛЕМЫ ПАРКОВКИ В УМНЫХ ГОРОДАХ
В основе концепции "Умного города" лежат интересы горожан — их комфорт, мобильность и безопасность. В ближайшие годы современные технологии позволят повысить качество жизни в городах и эффективность муниципального управления — одна из главных задач федеральной программы "Цифровая экономика".
Программа должна быть реализована к 2030 году, но изменения, вызванные цифровыми технологиями, уже очевидны: идет автоматизация управленческих процессов в государственных администрациях, города становятся умными, транспортная и дорожная инфраструктура претерпевает цифровую трансформацию.
Эффект цифровизации городской транспортной системы
Проект Министерства строительства Российской Федерации "интеллектуальный транспорт" предполагает создание единой системы управления транспортными и пешеходными потоками, повышение безопасности дорожного движения и качественное изменение системы городского транспортного обслуживания в целом. В планах развития интеллектуального городского транспорта первым пунктом является создание интеллектуальной системы управления городскими парковочными местами.
Умные автостоянки - это общемировая тенденция в развитии транспортной инфраструктуры. Согласно отчету IoT Analytics, стоимость интеллектуальных парковочных решений во всем мире достигнет $ 3,8 млрд к 2023 году.
Из-за затраченного времени на поиск парковки срываются деловые встречи, посещаемость туристических и культурных объектов, ресторанов и кафе сокращается с одного до двух объектов в сутки. По данным немецкого бюро статистики, дорожные пробки и поиск парковок обходятся водителям более чем в 560 миллионов часов и 1% ВВП в год для национальной экономики. В России крупные города также страдают от перегруженности транспортных сетей, что создает массу неудобств для жителей и туристов и наносит ущерб экономике.
По мнению авторов проекта" Умный город", переход на полностью автоматизированный контроль использования редких парковочных мест позволит снизить количество нарушений правил дорожного движения и парковки, повысить общий уровень безопасности и мобильности граждан, увеличить пропускную способность транспортной инфраструктуры города и снизить ущерб, наносимый городу.
Коллапс транспорта и окружающей среды из-за недостаточной парковки в городе
Увеличение числа транспортных средств в сочетании с физическими ограничениями дорожной сети создает такие проблемы, как пробки на дорогах, аварии и газы. Владельцы личного транспорта утром едут на работу, где оставляют машину на уличной стоянке на целый день, после работы они останавливаются для детей в школе, в детском саду, за покупками, повидаться с друзьями. Везде им нужны парковочные места, а их нет или они заняты. В пиковые часы правая полоса в основном занята автомобилями, которые крадутся со скоростью пешехода в поисках места для парковки. Часто приходится объезжать окрестности несколько раз или парковаться с нарушением правил. Конечно, недовольные горожане винят в неудобствах городские власти.
Особенно сложно это для муниципалитетов старых городов с плотной застройкой исторического центра, где невозможно расширить площадку и тем более выделить новые парковочные места. Очевидно, что восстановить город невозможно, поэтому мы должны искать способы эффективного использования имеющихся ресурсов.
На первый взгляд кажется, что проблему можно решить, увеличив количество парковочных мест. Однако, как показывает опыт США и европейских стран, в долгосрочной перспективе эффект от создания дополнительных парковочных мест довольно негативный, так как вместе с ними увеличивается трафик и центр города в конечном итоге блокируется для автомобилей. Кроме того, с увеличением количества парковок увеличивается стоимость уборки территории и от этого страдает внешний вид исторического центра города.
Цифровое управление на стоянках в интересах граждан и муниципалитетов
Единственным эффективным способом решения этой проблемы является не увеличение количества парковочных мест,а оптимизация использования существующих. Парковочное место является ресурсом экономики города, таким как электрические и тепловые сети. Переход к управлению ресурсами на основе больших данных и искусственного интеллекта должен сделать использование каждого парковочного места максимально продуктивным.
Интеллектуальная система парковки работает для социально-экономического развития города. Автомобили размещаются на городских стоянках упорядоченно, что повышает комфорт и безопасность всех участников дорожного движения, уменьшает количество выхлопных газов в атмосфере за счет минимизации времени на поиск свободного места для парковки. Кроме того, уменьшается поток личного транспорта на улицах города — автомобилисты начинают отдавать предпочтение общественному транспорту, так как он удобен и недорог.
Городской бюджет получает дополнительный источник денег от платы за парковку. Например, проект "Московская парковка" с 1 ноября 2012 года принес в казну города более 26 млрд П. (источник https://parking.mos.ru/), которые были посвящены благоустройству улиц и дворов столицы.
Как создать оптимальное парковочное место
Он начинает с изучения спроса на парковочные места, а затем только создает оптимальное парковочное место, в зависимости от потребностей постоянных жителей и посетителей. Каждая парковка имеет один из четырех режимов управления движением. Первый режим-полный запрет на парковку, где она опасна для пешеходов и где стоящие автомобили мешают движению людей и автомобилей. Второй режим-временный запрет на парковку-активируется на время, необходимое для очистки улиц и расчистки проезжей части в часы пик. В-третьих-парковка с оплаченным сроком регулирует заторы парковки при острой нехватке мест. Четвертое-парковка всегда разрешена, и она бесплатна.
Планирование новых парковочных мест и изменение режимов парковки основаны на полных и надежных статистических данных, собранных и обработанных интеллектуальной системой мониторинга и анализа. Ставки выставления счетов за платные парковки и оплаченные периоды также устанавливаются на основе результатов непрерывного мониторинга и анализа данных во время коммерческой эксплуатации платных парковок на улице.
Камеры цифрового видения установлены в зоне потенциально популярных платных парковочных мест, которые собирают данные о движении парковки на улице круглосуточно. Когда трафик превышает 90 %, создается платная городская парковка. Со временем объем и особенности парковочного движения меняются. Интеллектуальная система мониторинга собирает данные 24 часа в сутки и передает их в аналитическую систему. По мнению аналитиков, власти города наблюдают за изменением спроса на парковочное место и улучшают его для оптимизации показателей движения.
Элементы интеллектуальной парковочной системы
История жизни одного из российских городов как пример: в центре города открылось крупное туристическое агентство с визовым центром. Для клиентов были выделены парковочные места на проезжей части рядом со зданием. Обычно процедуры в визовом центре занимают не более нескольких часов, после чего посетитель покидает парковку и освобождает место для следующего клиента. Когда сотрудники соседних офисов стали оставлять свои машины на стоянке на весь рабочий день, она была хронически занята, и автомобилисты, приехавшие в визовый центр, вынуждены были нарушать правила парковки: они вставали "вторым рядом", останавливались на тротуаре и газоне.
Для того чтобы освободить места для краткосрочных парковок, муниципалитет ввел платный период в час. Теоретически город и турагентство с визовым центром должны были заработать, но на практике, при отсутствии постоянного контроля за соблюдением правил оплаты парковки, недобросовестные водители продолжали оставлять свои машины бесплатно весь день, и проблема сохранялась.
Как только на стоянке была установлена 24-часовая система мониторинга SOVA, фиксирующая все вплоть до одного парковочного сеанса с пятиминутными интервалами и обнаруживающая автомобили с неоплаченной парковкой, оскорбленные водители стали получать штрафы и быстро находили другие места для легальной парковки.
Для наведения порядка в парковочном пространстве требуется комплексное решение, включающее интеллектуальный мониторинг, аналитическую платформу с цифровой картой всех городских парковок и автоматизированную систему учета, собирающую информацию о наличии, использовании и оплате платных парковок, а также автоматизированную систему управления файлами с полной базой данных о правонарушениях и наложенных штрафах.
Пользователи парковочных мест нуждаются в удобном информационном сервисе и платежном решении – эту проблему обычно решают с помощью мобильного приложения, встроенных устройств и специализированных порталов.
Автоматизированная система платной парковки
Интеллектуальная платформа отвечает за эффективность использования муниципальных парковок. Лев Забудько, представитель компании "Фабрика информационных технологий", рассказал, что регистрационная система "Горпарковки 5.0" автоматически обрабатывает информацию о фактически припаркованных автомобилях и платежах, произведенных за парковку, льготах и абонементах. Результатом обработки данных является реестр автомобилей, которые воспользовались стоянкой, но не заплатили за нее, то есть нарушили правила.
Каждый платеж, произведенный в системе, содержит данные о государственном номере автомобиля, дате, месте и продолжительности парковочного сеанса. Факт постановки автомобиля на стоянку задокументирован: фотоидентификация транспортного средства по государственному номеру и географическим координатам. Данные из базы данных парковочных сессий сверяются с платежными базами, льготами и абонементами, что позволяет выявлять нарушителей со 100% точностью, а количество системных ошибок сводится к нулю. Система бухгалтерского учета в обычном режиме способна обрабатывать 500 000 операций в день. Если этой производительности недостаточно, то донастройка позволяет увеличить пропускную способность до 1 000 000 транзакций в сутки, как в московском проекте.
"Сегодня Горпарковки 5.0 охватывает 70% муниципальных парковочных проектов в России. Это полностью российский продукт, разработанный специалистами нашей компании и работающий в 16 городах России и СНГ", - добавил забудко. - "Система учета поддерживает динамическое ценообразование на муниципальную парковку в зависимости от спроса. Например, муниципалитет получает статистику за определенный период времени, что показывает, что одна парковка полностью занята, в то время как другая имеет много пустых мест. Город ставит более высокую цену за переполненную парковку, и более низкую цену за менее популярную. Таким образом достигается основная цель организации парковочного пространства-поддерживается не более 85% трафика, поэтому на всех стоянках всегда есть свободные места. Той же цели служит переменная плата в зависимости от продолжительности парковки — первый час дешевле следующего, так как парковка на улице не предназначена для долгосрочной парковки. Наши долгосрочные планы включают в себя разработку динамической функции онлайн-выставления счетов, которая также связана с текущим спросом. "Например, если все парковочные места заняты, максимальный тариф включен, а тариф снижается при разгрузке парковки. Но это решение появится через два года."
Автоматизированная парковка включает в себя систему парковки для автомобилистов, их много на рынке. "Яндекс.Навигатор отображает парковочные места на карте и помогает вам установить удобный маршрут до ближайшего. ParkApp не только находит ближайшие парковки, но и в ряде европейских городов, он даже позволяет заранее знать, какие пользователи будут покидать парковочное место. Популярное среди москвичей приложение для парковки Москвы содержит базу данных платной и бесплатной парковки, в том числе в торговых центрах, вокзалах и аэропортах. Parkopedia также использует базу данных парковочных мест и строит маршрут для одного из них. Конкурентное отличие сервиса заключается в его географии — приложение работает по всему миру и, по словам разработчиков, поможет найти парковочные места даже в экзотических странах.
Федеральное мобильное приложение "Гаспарави" - часть комплекса интеллектуальной парковочной системы. Город получает его в комплексе услуг по организации парковочного места. Для пользователей это информационный канал о местоположении парковки и платежное решение, которое вы можете использовать для оплаты парковки. "Теперь мы полностью перерисовываем приложение и оптимизируем его функциональность. Новая версия будет удобнее и быстрее, а приложение предложит быстрые способы оплаты-Apple Pay и Google Pay. Мы также работаем над функцией оплаты коммерческой парковки", - говорит Алексей Колесников, менеджер по продукции мобильного приложения Горпарковки.
Будущее умной парковки в умном городе
Заметной глобальной тенденцией является частичное или полное освобождение центральной части города от личного транспорта. Сначала сокращается количество парковочных мест, затем вводятся дополнительные ограничения, такие как платный въезд в центр, как в Лондон.
Несмотря на очевидную цель сделать город удобным для людей, а не для автомобилей, запрет на въезд в центр часто вызывает волну возмущения. Владельцы частного транспорта не привыкли пользоваться общественным транспортом, они считают, что это неудобно и ущемляет их права.
Повышение привлекательности общественного транспорта - еще одна серьезная проблема для муниципалитетов. Они решают эту проблему, внедряя технологические решения: не только в мегаполисах можно найти "умные остановки"," умные экраны", почти каждую неделю появляются универсальные транспортные приложения, объединяющие информацию для автовладельцев и пассажиров общественного транспорта в один удобный интерфейс.
Наряду с улучшением условий окружающей среды растет популярность альтернативных видов транспорта — велосипедов и скутеров, особенно среди молодежи. Для них создается специальная инфраструктура —пункты проката, выделенные трассы и приложения для мгновенной оплаты арендованного транспорта.
Несмотря на то, что большинство автовладельцев еще не готовы отказаться от своего личного автомобиля, представления граждан о комфортных способах передвижения по городу меняются. Эксперты отмечают растущий интерес к carpulling-решению, которое позволяет находить других путешественников от парковки до места назначения через социальные мобильные приложения. В этом случае автомобиль не должен перевозить одного пассажира, тем самым уменьшая количество транспортных средств на дороге. Пассажиру выгоднее использовать carpulling, так как он дешевле такси, а если водитель в пути, то поездка может быть совершенно бесплатной.
Информация о доступных в режиме реального времени парковочных местах, автоплатах, бронировании парковки, новых форматах парковки делают город действительно умным-практика уже доказала это. Муниципалитеты полагаются на технологии, которые могут значительно помочь городам наилучшим образом использовать инфраструктуру автомобильного транспорта. На вращающихся или лифтовых стоянках автомобили устанавливаются очень плотно по ширине и высоте. Автомобиль припаркован роботом или лифтом поднимает машину до уровня, где есть свободное пространство. Эти парковки практически не используются на улицах, но они популярны в крупных отелях, аэропортах и вокзалах, потому что они более компактны, чем обычно, и не имеют зоны входа и выхода. По оценкам аналитиков, объем таких парковочных услуг превысит 500 миллионов долларов к концу 2020 года.