Найти в Дзене
Под крылом самолета

"Немая поэзия" одной картины Архипа Куинджи

"Немой поэзией" называл живопись великий Леонардо да Винчи. Картины безмолвны. Но каждый зритель "слышит" в них свои звуки и слова.

В 1880 году в Петербурге на Большой Морской, 38 в Доме Общества поощрения художеств состоялась необычная выставка одной картины. Это был пейзаж, очень скромный по размеру.

Очередь из желающих увидеть ее тянулась на сотни метров. Слухи о ее таинственной и феерической красоте разнеслись задолго до открытия выставки. В мастерскую художника еще до окончания работы над картиной по воскресеньям приходили И. Крамской, П. Чистяков, И.С.Тургенев, Д.И. Менделеев и другие известные люди.

Мастерская художника. Сейчас Дом-Музей.
Мастерская художника. Сейчас Дом-Музей.

Желающих приобрести картину было много еще до показа на выставке. Кому досталась она - об этом ниже.

Портрет А.И.Куинджи
Портрет А.И.Куинджи

Это была выставка картины А.И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре». Из всех картин, написанных за целых десять лет, художник представил на выставку лишь одну эту, так требователен он был к своим работам и так много времени и сил отдал этой.

На картине изображена широкая равнина, пересеченная зеленоватой тихой рекой. У горизонта равнина почти сливается с темным небом с легкими облачками. Между облаками - луна, освещающая Днепр, тропинки у берега реки, хатки. Тишина, освещенная сиянием неба и воды. Яркий серебристый диск луны освещает своим магическим фосфоресцирующим светом землю, затихшую под покровом ночи.
А.И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре».
А.И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре».
Картина висела в полутемном зале с задрапированными окнами, освещенная направленным на нее лучом электрического света. Эффект холодного лунного сияния завораживал входящих в зал зрителей. Они пытались заглянуть за картину, чтобы найти там лампу или фонарь. Но за картиной ничего не было, а луна продолжала освещатьсвоим таинственным светом зеркальную воду Днепра, вырывая из бархата ночи белизну украинских хат. И сейчас это полотно заставляет зрителей надолго остановиться перед ним и задуматься о красоте Вселенной и вечности бытия. Многие отходили от картины со слезами на глаза

Друг А. Куинджи поэт Я.Полонский написал: «В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль,... эту поэтическую, тихую, величественную ночь?»

Многие пытались разгадать секрет написания картины, эффекта необычного свечения луны. Выдвигались версии об особых химических составах краски и даже о связях живописца с нечистой силой. Но Куинджи добился такого эффекта за счет сложных живописных приемов - тончайшего подбора цветов и оттенков. Углубление пространства получилось благодаря противопоставлению теплого красноватого цвета холодному серебристому. Движение света на фоне воды достигнуто за счет очень мелких черных мазков в освещенных местах.

Кто стал счастливым обладателем картины?

Еще до выставки в одно из воскресений в мастерскую к художнику пришел морской офицер и спросил о стоимости картины. «Да зачем вам? Ведь все равно не купите: она дорогая». - пожал плечами Куинджи. Но офицер настаивал. «Тысяч пять», - назвал Архип Иванович невероятно большую по тем временам сумму. Офицер неожиданно ответил: «Хорошо. Оставляю за собой». Только после ухода офицера Куинджи узнал, что это был великий князь Константин Константинович, который так влюбился в картину, что не мог расстаться с ней даже в кругосветном путешествии. На картину это путешествие повлияло отрицательно. Морской соленый воздух повлиял на состав красок, и картина стала темнеть.

После выставки о художнике ходили легенды. Казалось, что на картинах Куинджи сам холст излучает свет луны или солнца. Все восхищались его удивительным даром.

Недаром и фамилия - Куинджи - доставшаяся художнику по прозвищу деда, по-татарски означает «золотых дел мастер».

Н.Н. Рерих оставил интересные воспоминания о А.И. Куинджи в своем записном листе "Любовь непобедимая":

 … Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был и великим Учителем жизни. Его частная жизнь была необычна, уединенна, и только ближайшие его ученики знали глубины души его. Ровно в полдень он восходил на крышу дома своего, и, как только гремела полуденная крепостная пушка, тысячи птиц собирались вокруг него. Он кормил их из своих рук, этих бесчисленных друзей своих, голубей, воробьев, ворон, галок, ласточек. Казалось, все птицы столицы слетались к нему и покрывали его плечи, руки и голову... Незабываемо было зрелище этого седого, улыбающегося человека, покрытого щебечущими пташками — оно останется среди самых дорогих воспоминаний.
Простой крымский пастушок, он сделался одним из самых прославленных наших художников исключительно благодаря своему дарованию. И та самая улыбка, питавшая птиц, сделала его и владельцем трех больших домов. Излишне говорить, что, конечно, все свое богатство он завещал народу на художественные цели".

Одна из картин Рериха "Гонец" написана под влиянием "Лунной ночи" Куинджи. "...Рог золотого месяца появился из-за густого леса и осветил мрак ночи, вырвав из темноты высокий холм, похожий на муравейник..."

Рерих в своей книге приводит несколько высказываний А.И.Куинджи:

"Если вас под стеклянным колпаком держать нужно, то и пропадайте скорей: жизнь в недотрогах не нуждается!"

"Занятый человек все успеет, зрячий все увидит, а слепому все равно картин не писать".

-4

Сейчас картину А.И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре» можно увидеть в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Если вам понравилась эта статья, поставьте, пожалуйста, «палец вверх» и подпишитесь на мой канал "Под крылом самолета", чтобы не пропустить следующие публикации.

Делитесь мнениями в комментариях! Спасибо, что уделили время прочтению статьи!