Найти тему
Янтарный отблеск

Нет тестов - нет больных: почему люди могут отказываться от тестирования на обнаружение инфекции

Пошёл второй месяц как в Латвии действует режим чрезвычайной ситуации. За это время страна, как ни странно, удержалась и не погрузилась в кризис, который накрыл США, Италию и Испанию. Мы все дружно соблюдаем социальную дистанцию, моем руки и… удивляемся тому, как мало людей у нас болеет. Складывается впечатление, что то ли мы – самые умные, то ли вирус нас берёт слабо, то ли народ начал потихоньку уходить в подполье, поскольку устал всего бояться.

Я стараюсь каждое утро внимательно изучать латвийские новости, чтобы быть в курсе текущих ограничений и новых цифр. Каждый раз думаю: «Как увижу резкий скачок, так сразу запрусь на все замки и не буду выходить до тех пор, пока у меня последний пакет с мукой не закончится!». Самый резкий скачок, который помню я, выглядел как 40+ за сутки (на фоне обычных 20+/-). При этом на пасхальных каникулах произошло что-то странное: позавчера в стране заболело несколько человек, вчера – 2. Министр здравоохранения Латвии, Илзе Винькеле, сообщила через свой Twitter, что причины происходящего анализируются, после чего планируется изменение алгоритма и стимулирование на тестирование.

Честно говоря, я не очень поняла, на что именно и кого предложили стимулировать – то ли на сдачу платного теста за 80 евро с копейками, то ли на более тесное сотрудничество с врачами, которые могут стать инициаторами бесплатного тестирования. Между тем, причины, по которым люди стали реже обращаться ко врачам, лично мне кажутся вполне прозаическими. Они постоянно озвучиваются в Интернете и в частных беседах и располагаются в плоскости тех страхов и штрафов, которыми окружён сейчас среднестатистический латвиец.

Рига, 24 февраля 2020
Рига, 24 февраля 2020

1. Вирус – страшен и ужасен. Болезнь – тяжела и заразна. К людям нельзя подходить ближе, чем на два метра. В дом нельзя пускать гостей, так как они могут быть переносчиками инфекции. А врачей, которые занимаются тестированием потенциальных больных, пускать можно и нужно? Зачем нужен этот риск человеку, который точно не уверен в том, что он болен?

2. Защитные костюмы врачей – защищают врачей, но не тех, кто с ними контактирует. Где гарантия, что на внешней поверхности костюма нет вируса? Даже если предположить, что каждый новый выезд бригады совершается в новом чистом костюме после обработки всей машины (и внутри тоже!) дезинфектором (а так делают?!), где гарантия, что последняя была тщательной?

Вы знаете, я иногда наблюдаю за тем, как люди моют посуду… Так вот в половине случаев это выглядит как-то так: сунул жирную тарелку под струю воды, вынул и поставил. Тот, кто так «моет», убеждён в том, что посуда – чистая; тот, кто знает, как выглядит чистая посуда, понимает, что она – грязная.

3. Допустим, человек переступает через свою индивидуальную чистоплотность и страх заразиться от врача, контактировавшего с больным, и соглашается сделать тест. И что дальше?

А). Человек чувствует себя хорошо, подозревает, что может быть больным, и имеет право на тест (да – тестируют ещё далеко не всех).

А.1. Если мы имеем дело с сознательным гражданином, то он без единой тени сомнения на тест согласится, поскольку не хочет быть причиной несчастья других людей.

А.2. Несознательный, хорошо чувствующий себя, гражданин на тест не пойдёт по причине того, что на других ему плевать, самому – хорошо, а положительный результат теста не даёт практически никаких «плюшек» - одни только кнуты в виде вынужденной изоляции и угрозы быть оштрафованным на 2000 евро за её нарушение. Несознательный гражданин рассуждает как? Нет теста – нет проблем. Есть тест – могут быть проблемы. Мне нужны проблемы? Нет. А общество пусть живёт, как хочет.

Замечу, что в категорию несознательных вполне могут попасть и сознательные граждане, вставшие перед серьёзным выбором: либо работать больным, либо сидеть дома голодным. Последнее обычно страшит всех, а первое, на фоне голода, воспринимается уже как ничего не значащий пустячок.

Б). Человек чувствует себя плохо и точно знает, что ему сделают тест в больнице, куда он попадёт сразу после вызова «Неотложной медицинской помощи».

Б.1. Доверяющий врачам, боящийся болезни или сданный родственниками человек не будет рассуждать о том, звонить ему медикам или нет. Он будет взят, протестирован и отправлен на лечение.

Б.2. Не доверяющий врачам человек рискует никогда не набрать нужный номер. Особенно после знакомства с информацией об отсутствии вакцины, лекарства, вирусной нагрузке и опасности, которую представляют собой аппараты ИВЛ в неумелых руках. Человек, который хоть раз был в инфекционной больнице или сталкивался с тем, кто там был, может вспомнить ещё и о таком факте как перекрёстная инфекция: ты ложишься лечить одно, цепляешь другое, и потом, роняя тапки, сбегаешь домой долечиваться амбулаторно.

Всегда рада новым читателям! Подписывайтесь! И, конечно же, не забывайте ставить лайки!