Всем привет 👋
⠀
Потребность в общении — одна из главных потребностей человека. Основное средство ее осуществления — речь. Но с чего начать, если речи нет? С механической отработки речевой функции или с развития у ребенка желания общаться? Каждый решает самостоятельно, но я пришел к выводу о том, что в первую очередь необходимо развивать у ребенка навыки коммуникации, особенно, если мы говорим о ребенке с РАС.
⠀
Как взрослые могут повлиять на коммуникацию ребёнка с РАС
1. Примите на себя роль не только помощника, но и учителя
Когда ребёнок неспособен сообщить о своих потребностях, у взрослых может возникнуть искушение делать всё за него. Например, принести его ботинки и завязать шнурки. В подобной ситуации лучше всегда спрашивать ребёнка, нужна ли ему помощь, затем подождать, потом спросить второй раз, и только потом начать помогать ребёнку.
⠀
2. Вместо того, чтобы позволять ребёнку заниматься чем-то одному, поощряйте его делать это вместе с другими людьми
Основной прием состоит в следующем – настойчиво старайтесь присоединяться к любому занятию, которым увлечен ребёнок, например, если он играет с веревкой или достает игрушки из коробки и складывает их обратно.
⠀
3. Не торопитесь, делайте паузы, давайте ребёнку возможность вступить в коммуникацию
Часто у взрослого возникает желание поторопить ребёнка, который выполняет повседневные задачи, например, ест завтрак или одевается. Однако ребёнку с РАС полезно предоставлять несколько лишних минут на выполнение таких задач – ему нужно дополнительное время, чтобы осознать, что происходит вокруг него, и подумать о том, что он может сказать во время подобных занятий.
⠀
4. Предоставляйте ребёнку положительную обратную связь
Очень важно награждать ребёнка за любые попытки понять и вступить в коммуникацию. Если вы будете это делать, то вы повысите вероятность, что ребёнок попробует это снова.
⠀
5. Дайте ребёнку игрушку, с которой трудно играть самостоятельно
Сложно устроенные игрушки или игры, которые нужно нажимать, чтобы они заработали, могут представлять сложность для маленького ребёнка, но также они могут его заинтересовать.