Найти тему

Обида из детства

Разбор реальной истории из детства спустя много лет

Классе в 10-м в нашем лицее ввели неведомый доселе предмет под названием "Толерантность". Вела его женщина средних лет, казавшаяся приблажной. Разговаривая исключительно спокойным голосом, она рассказывала нам про доброту, вежливость, отзывчивость и ряд других качеств,казавшихся абсолютно бесполезными в нашем пубертатном периоде.

Долго выбирала картинку - в этой есть некое сходство в образе
Долго выбирала картинку - в этой есть некое сходство в образе

Знакомо ли вам слово "толерантность"? Обращаясь к Википедии, выясняем, что "Толера́нтность — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию." Смысл в том, что все мы разные, и мнения у всех тоже различны, поэтому не стоит с шашкой наголо доказывать всем свою истину в последней инстанции. Так как эта самая истина действительна только для нас самих, для всех остальных же ценности может не представлять.

Спустя несколько месяцев "занимательных" занятий случился конкурс. Уже не припомню тему, но надо было изобразить что-то такое же расплывчатое, как и само понятие толерантность. Конкурс был какого-то мощного масштаба, городской или может даже областной. И приз был внушительный: поездка в Москву.

Подсобравшись с силами, ученики нашего класса представили свои работы. А работы, к слову сказать, оказались весьма талантливые. Кто бы мог подумать, что подростки, которые шли на уроки толерантности из-под палки, так ответственно подойдут к заданию.

Не уверена, что эта работа была представлена на том конкурсе, мне просто понравился стиль - решила вам показать
Не уверена, что эта работа была представлена на том конкурсе, мне просто понравился стиль - решила вам показать

А у той самой учительницы была дочка, училась она в другом заведении, но к нам на лекции периодически захаживала. Сокращая официальную часть по максимуму, объявлю победителя конкурса: им стала дочка нашей учительницы. Ура, товарищи!

Только для меня это оказалось далеко не ура. И накрыла меня тогда обида дикая. Проанализировав итоги конкурса и работы всех участников, мне даже хватило наглости высказать учительнице "зачем вы нас в этот конкурс позвали, если исход был ясен?". При этом мне не пришла в голову мысль, что дочка учительницы могла пройти уже не один десяток конкурсов, разбираться в тематике и требованиях, и просто грамотно их учесть в своей работе.

Она не была дочкой главного судьи или племянницей организатора конкурса, сам конкурс проходил не в среди учеников 10 "А",а имел более широкие границы.

Но в тот момент в голове сидела единственная мысль: "Этот конкурс должна была выиграть я, а если не так - значит это все несправедливо".

Чувство несправедливости преследовало меня с самого раннего детства. О том, как я незаслуженно стала безотцовщиной по вине мамы, можно почитать здесь.

Сейчас я могу взять на себя смелость разобрать эту ситуацию. Итак, блиц-опрос:

- Почему я была убеждена в несправедливости ситуации?

- Потому что с детства у меня отсутствовала опора и защита, и в каждой ситуации, развернувшейся не в мою пользу, я видела потенциальную возможность меня обидеть.

- Почему для меня жизненно-важно было выиграть в этом конкурсе?

- Потому что каждая победа в моей жизни была на вес золота. Будучи весьма строгой ко мне, моя мама считала основополагающими ценностями в моем воспитании порядок, ответственность, точность и выполнение обещаний. Меня любили за мои успехи. Поэтому я всеми силами пыталась добиться любого успеха, чтобы получить эту любовь.

- Почему я не смогла спокойно принять поражение?

- Потому что нет успеха - нет порции любви от мамы. Есть порицание и недовольство.

- Почему я пошла высказывать свои претензии учительнице, а не просто обсудила это в кулуарах с подружками и забыла?

- Потому что изнутри меня сжирала обида за очередной жизненный провал, совладать с которой моей психике было не по силам. Нужен был выплекс эмоций. Он нашел себя в претензиях.

По сути получилась такая схема: чтобы получить любовь и признание мамы - нужна была победа. Победы не случилось - любви и признания не видать, как своих ушей. Отсюда злость и обида. На кого?

На себя - но себя еще и жалко, поэтому качественно обижаться не получилось.
На учительницу - но на нее долго злиться невыгодно, так как от нее зависят оценки.
На маму - потому что дай она мне этой самой желанной любви сполна, я бы не переживала поражение столь остро.
Съедающая изнутри обида
Съедающая изнутри обида

Сейчас будучи уже взрослой и регулярно нарабатывая опору и защиту в своей внутреннем мире, я воспринимаю жизненные неудачи спокойнее. Принимая тот факт, что я и только я являюсь автором событий в своей жизни, мне проще вести свои дела в мире людей. Даже если я допустила какую-то ошибку, то это не результат обстоятельств, а мой личный выбор. Возможно, бессознательный, но точно нужный для каких-то целей. Пусть даже неведомых в настоящий момент.