Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

Школьные драмы в советском кино

Оглавление

Лучшее образование в мире, строгая дисциплина, подкованные по всем предметам ученики, идеальные учебники — таков образ советской школы. Вспоминаем, какими были ученики и педагоги в отечественных фильмах разных десятилетий.

«Первоклассница», 1948 год, режиссер — Илья Фрэз

Чего может хотеть советская девочка? Стать лучшей ученицей класса, конечно. Вот и Маруся Орлова, сыгранная Наташей Защипиной, мечтает поскорее сесть за парту в красивом белом переднике. Правда, она еще слишком мала, чтобы пойти в первый класс, но Марусе так хочется учиться, что она берет коробку с документами и отправляется в школу. «Ты думаешь только о себе, — говорит ей учительница. — А ведь в классе у тебя будет сорок товарищей. Как же ты с ними поладишь…?».

Кинолента классика детского кино Ильи Фрэза основана на одноименной книге Евгения Шварца, в которой собраны несколько историй из жизни первоклассницы. Маруся делает ошибки и узнает, что такое дружба, почему полезна дисциплина и как важно быть трудолюбивой и ответственной.

«Весна на заречной улице», 1956 год, режиссеры — Марлен Хуциев, Феликс Миронер

-2

Фильм «Весна на Заречной улице» стал первой полнометражной работой легендарного советского режиссера, лауреата Венецианского и Берлинского кинофестивалей Марлена Хуциева. История любви учительницы и ученика вышла на экраны в разгар хрущевской оттепели и представила новый взгляд на привычный всем образ педагога. Татьяна Сергеевна в исполнении актрисы Нины Ивановой — это серьезная, вдумчивая молодая учительница с наивными горящими глазами и детскими кудряшками. А ее ученики — взрослые сталевары, дети войны, которым выпала тяжелая доля: содержать семьи после отцовских смертей. Саша Савченко (его играет Николай Рыбников) — передовик, главная гордость рабочего поселка — влюбляется в учительницу. Статус и положение не позволяют ей ответить взаимностью.

«Доживем до понедельника», 1968 год, режиссер — Станислав Ростоцкий

-3

«Доживем до понедельника» — тонкая и лирическая драма середины 1960-х годов. В центре повествования — три дня из жизни учителя истории Ильи Мельникова. Он ежедневно рассказывает детям о великих властителях и полководцах, а с ним самим, кажется, ничего не происходит. Но жизнь преподавателя полна сложных конфликтов: споров старого и нового поколения, разбирательств с двоечниками, уступок и мук совести. Школа в изображении Ростоцкого — отдельный мир со своими законами и правилами, где учителя, как и дети, растут над собой и учатся отвечать на вопросы, которые им задает сама жизнь. Одинокий учитель Мельников, которого сыграл Вячеслав Тихонов, посвятил себя этому миру полностью.

«Большая перемена», 1972 год, режиссер — Алексей Коренев

-4

В благополучные 1970-е годы на советские экраны вышел мюзикл о вечерней школе работающей молодежи. В нем парни и девушки после смены у станков дружными рядами буквально летят в классы в танце. «Задают задания, на весну не глядя, отложу свидание, загляну в тетради», — напевают ученики. Новый молодой историк Нестор Петрович среди своих десятиклассников выглядит нелепо и смешно. Он не столько преподает историю, сколько каждый день учится жизни у взрослых учеников. Смешной, несуразный педагог, сыгранный Михаилом Кононовым, одним своим видом противостоит рослым, статным работягам-учащимся (в исполнении Александра Збруева, Светланы Крючковой, Юрия Кузьменкова) и самому великовозрастному ученику, роль которого досталась Евгению Леонову.

«Вам и не снилось», 1980 год, режиссер — Илья Фрэз

-5

Еще один фильм Ильи Фрэза о школе — это размышление о юношеской любви. Молодые герои Рома и Катя, как Ромео и Джульетта, невероятно влюблены, но окружены непониманием взрослых: как родителей, так и, например, директора школы. Поддерживает влюбленных только классный руководитель Татьяна Николаевна. Когда она сама была школьницей, мама запрещала ей видеться с возлюбленным, отчего Татьяна Николаевна, повзрослев, оказалась глубоко несчастной женщиной. Она острее, чем другие взрослые герои, понимает чувство подростковой влюбленности и сочувствует Роме и Кате. Именно к ней, понимающей учительнице, тянутся молодые влюбленные, именно к ее словам прислушиваются и именно ее жалеют. В ленте Фрэза учитель и ученики — друзья по несчастью. Они одинаково любят, страдают и сталкиваются с непониманием и осуждением.

Автор: Мария Соловьева