Разработан в 1939 году в СКБ-2 Кировского завода (г. Ленинград) как однобашенный вариант опытного танка СМК. Принят на вооружение Красной Армии постановлением КО при СНК СССР № 443сс от 19 декабря 1939 года. Производился на Ленинградском и Челябинском Кировских заводах. С февраля 1940 по октябрь 1943 года изготовлена 4771 единица.
СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ ТАНКА КВ-1:
- КВ-1 – первый серийный вариант. Корпус и башня – сварные, коробчатой формы. Боевая масса 47,5 т. Габариты 6750×3320×2710 мм, двигатель В-2К. Вооружение: 76-мм пушка Л-11 и 4 пулемета ДТ (1 запасной). Боекомплект 135 выстрелов, 2772 патрона. Бронирование 30...75 мм, с осени 1941 года – 105 мм. Экипаж 5 чел. С ноября 1940 года устанавливается 76-мм пушка Ф-32, а с осени 1941 года – ЗИС-5. На части танков, выпущенных в первые месяцы войны, устанавливался двигатель М-17.
- КВ-2 – сварная башня большего размера. Боевая масса 52 т. Габариты 6950×3320×3250 мм. Вооружение: 152-мм гаубица М-10 и 3 пулемета ДТ. Боекомплект 36 выстрелов раздельного заряжания и 3087 патронов. Экипаж 6 чел.
- КВ-1с – литая башня обтекаемой формы с командирской башенкой. Снижена масса агрегатов силовой передачи и ходовой части. Уменьшена толщина брони.
- КВ-85 (объект 239) – КВ-1с с новой башней и 85-мм пушкой Д-5Т. Боекомплект 70 выстрелов. Ликвидирована шаровая установка курсового пулемета. Боевая масса 46 т. Экипаж 4 чел.
По состоянию на 1 января 1941 года на вооружении РККА находилось 196 танков КВ, а на 22 июня 1941 года – 639. Из этого количества в КОВО – 320, в ЗОВО – 117, в ПОВО – 79 танков КВ. Из соединений Киевского округа, а позже – с началом войны – Юго-Западного фронта больше всего боевых машин этого типа имелось в 4-м механизированном корпусе – 101 единица. По штату же каждой из двух танковых дивизий механизированного корпуса полагалось иметь по 63 КВ.
В 1941 году КВ мог поразить любой танк гитлеровского вермахта, оставаясь при этом практически неуязвимым. Наиболее эффективным средством борьбы с ним были 88-мм зенитные пушки и авиация. Значительное количество этих боевых машин было оставлено на поле боя из-за частых поломок технически несовершенной трансмиссии.
В 1941 – 1943 годах КВ состояли на вооружении первых батальонов танковых бригад смешанной организации и тяжелых танковых полков прорыва. Принимали активное участие в боевых действиях Великой Отечественной войны вплоть до середины 1944 года, а отдельные машины – до мая 1945 года.
КВ послужили базой для создания самоходно-артиллерийских установок и огнеметных танков. В 1944 году часть машин была переоборудована в эвакуационные тягачи.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА KB-1c:
- БОЕВАЯ МАССА, т: 42,5.
- ЭКИПАЖ, чел.: 5.
- ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 6950, ширина – 3250, высота – 2640, клиренс – 450.
- ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка ЗИС-5 обр.1941 г. калибра 76 мм, 4 пулемета ДТ обр.1929 г. калибра 7,62 мм.
- БОЕКОМПЛЕКТ: 114 выстрелов, 3087 патронов.
- ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел ЮТ, перископический панорамный прицел ПТ-4-7.
- БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб и борт корпуса – 75, корма – 40...75, крыша и днище –30...40, башня – 82.
- ДВИГАТЕЛЬ: В-2К, 12-цилиндровый, четырехтактный, дизельный, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность 500 л. с. (368 кВт) при 1800 об/мин, рабочий объем 38 880 см3.
- ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, восьмискоростная коробка передач с демультипликатором (8+2), бортовые фрикционы, планетарные бортовые передачи.
- ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть опорных катков на борт, три поддерживающих катка, направляющее колесо, ведущее колесо заднего расположения со съемным зубчатым венцом (зацепление цевочное); подвеска индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 88 – 89 траков шириной 608 мм.
- СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 43.
- ЗАПАС ХОДА, км: 200.
- ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 36, ширина рва, м – 2,7, высота стенки, м – 1, глубина брода, м – 1,6.
- СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 9Р или 10Р, переговорное устройство ТПУ-4 бис.
Источник: Большая Энциклопедия Военной техники