Найти тему

Главы из 2-го дополненного издания книги «177 Стрелковая дивизия из Боровичей»

 Боровичские ведомости продолжают публиковать главы из 2-го дополненного издания книги «177 Стрелковая дивизия из Боровичей».
Боровичские ведомости продолжают публиковать главы из 2-го дополненного издания книги «177 Стрелковая дивизия из Боровичей».

Предыдущие части можно найти здесь.

Захватив Ленинград, Гитлер лишил бы Советский Военно-Морской Флот важнейших его баз, и наоборот, обеспечил бы господство в Балтике немецких кораблей. Падение Ленинграда означало бы для немцев соединение с финскими войсками, наступавшими с севера. Высвободившиеся войска из группы армий «Север» в дальнейшем должны были быть использованы для нанесения удара на Москву.

Начальник Генерального штаба сухопутных войск Германии генерал-полковник Франц Гальдер в «Военном дневнике» записал

– 23 июля. 18.00 – Доклад у фюрера: Я доложил о положении противника и поставил вопрос о конечных целях операции...В настоящий момент Москва фюрера совершенно не интересует, а всё его Внимание приковано к Ленинграду... задачи по уничтожению противника в районе Ленинграда.

В ночь на 22 июля, по воспоминаниям дивизионного инженера В.Гринберга, в штаб 177 СД поступил доклад:

Перед передним краем 486 сп противник сделал проходы в минном поле. Проходы обозначили вешками. Фашисты готовят наступление. Хотят воспользоваться темнотой и рассчитывают на нашу беспечность.

-2

Немедленно мины были выставлены на прежние места. Немецкие обозначения оставлены на месте. Пушки выставлены на прямую наводку.

В. Гринберг: «Часов в восемь гитлеровцы пошли. Первыми двигались легкие танки. Ждём. Артиллеристы прильнули к прицелам. Командир полка не опускает бинокль. И вот в грохоте боя слышим характерный взрыв. Из-под гусениц танка летит земля. Машина неуклюже разворачивается.

– Есть! Есть!.. По подорвавшемуся танку открывают огонь артиллеристы. Градом пуль осыпают фашистов пулеметчики.

– Инженеры! – кричит нам командир полка.

– Еще один подорвался. Поздравляю!».

Денисов Павел Денисович (1915-2002 гг). Новгородская обл., Мошенской район, д. Звад. Младший начальствующий состав 710 ГАП177 СД. Призван Мошенским РВК 23.06.41 г.
Денисов Павел Денисович (1915-2002 гг). Новгородская обл., Мошенской район, д. Звад. Младший начальствующий состав 710 ГАП177 СД. Призван Мошенским РВК 23.06.41 г.

В 1967 году в Германии была издана книга Гельмута Рёмхильда «История 269-й пехотной дивизии», где отмечаются высокие потери немецкой дивизии от ударов нашей артиллерии под Лугой:

В сводном отчёте о работе дивизионного Врача за период с 22.06 по 15.07.1941 сообщается: «Очень Жёсткое сопротивление русских так же поразило нас, как и их отличное вооружение. Потери за отчётный период почти столь же велики, как общие потери дивизии во Франции...»

В ранние утренние часы 25 июля русские произвели тяжёлый огневой налет. Дом, в котором накануне разместился наблюдательный пункт 3-й батареи, сгорел сразу. Несколько пехотинцев, которые там расквартировались и ещё спали, не смогли спастись и сгорели. Прямое попадание пришлось и по командному пункту батальона.

27.07. В ходе последних боёв выяснилось, что противник владел высокоманёвренной и метко стреляющей артиллерией. Речь шла, главным образом, об учебном артиллерийском полке АККУКС (в мирное время базировавшемся в Луге), который отлично ориентировался на местности...

День 1 августа прошёл без боевых столкновений. Русские подвергли глубокий тыл дивизии артиллерийскому огню. В полдень под обстрел около Браги попало штабное подразделение. Имелись убитые и раненые. Штабному батальону пришлось оплакивать значительные потери. Из персонала канцелярии не пострадал только 1-й писарь.

Из книги «Ленинградский фронт», командир гаубичной батареи 710 артполка 177 СД Муштаков Порфирий:

Лейтенант Порфирий Васильевич Муштаков, командир батареи 710 гаубичного артполка.
Лейтенант Порфирий Васильевич Муштаков, командир батареи 710 гаубичного артполка.

Уже 11 июля мы вступили в бой... Когда фашисты начали наступать, у нас всё было уже пристреляно. Я только успевал командовать. Мы хорошо побили их там. Боеприпасов хватало. На тяжёлых ЗИСах их подвозили прямо на огневую позицию.

-5

Помню ночные удары по населённому пункту Наволок, где размещался штаб немецкой разведки. Мне командир артиллерийского
дивизиона поставил задачу – ударить ночью, километров на десять по дальности стрельбы. А гаубицы у нас – 122-миллимегровые, у них дальность стрельбы -11 километров 800 метров.

Мы удары нанесли точно, разведчики сказали:

«Машины немецкие так загорелись в Наволоке, что фашисты забегали, как угорелые»».

Мою батарею часто перебрасывали с одного места на другое, потому что она дальнобойная. Однажды забрались мы на дерево, наблюдательный пункт себе там сделали.

Стереотрубу прикрепили и смотрим: выезжает немецкая батарея на конной тяге, как и у нас, и начинает разворачиваться. Я сразу накалываю точку на карте и докладываю командиру дивизиона.

Он мне приказал немедленно открыть огонь. Я начал стрелять залпами. Через три залпа уже «вилку» (есть такой термин в артиллерии) захватил. Потом – беглый огонь прямо по орудиям. Там взрывы, тёмные клубы – точное поражение было. Вообще, наши артиллерийские орудия на высоте были… недаром Сталин назвал артиллерию Богом войны. 

Михаил Семёнов