5 лет назад я спонтанно поехала в горы Армении и с первого взгляда влюбилась. Вернулась и начала планировать большое путешествие. Хотелось чего-то запоминающегося – идти вверх, покорять вершины. Просмотрела десятки предложений по восхождениям на Эльбрус и Белуху. Но меня не покидало ощущение, что в таком туре меня поведут на гору, как барана, а вестись как баран я не хотела. Поэтому я решила подойти к вопросу более фундаментально: изучить основы альпинизма.
Нашла альплагерь! В Казахстане. С красивым и манящим названием: Туюк-Су. Написала им, дождалась ответов на вопросы – не голодают ли у вас вегетерианцы (нет) и можно ли совсем с нуля (да) (хаха..). Подготовка была скомканной. Список нужных вещей был длинным, пестрел незнакомыми словами, и почти ничего у меня не было. Купила одежду и обувь, снаряжение решила взять в аренду на месте.
И вот я ехала по знойному городу Алматы к гряде гор на горизонте. Горы оказались зелеными и прохладными. Такси, далее внедорожник. Переехали вброд горную реку. Увидела маленький домик под склоном горы, на поляне, в окружении высоченных хвойных деревьев. Выше были горы, ниже – закат и светящийся в сумерках город.
Как оказалось, я приехала последней (и про себя пошутила про главную звезду вечеринки). Вошла в разгар ужина. За столом сидела веселая шумная толпа. Даже не помню, чтобы когда-то видела настолько разношерстную компанию: там были люди от 18 до 60 лет.
Всех альпинистов поделили на два отделения – новички, то есть те, кто шел на третий разряд, и опытные, то есть те, кто приехал уже с третим или вторым разрядом. После ужина наше отделение новичков собралось в кружок вокруг инструктора Саши. Называть Александром человека с такими добрыми глазами никак не получалось.
Состоялся смотр снаряжения. На мой вопрос «а что такое жумар» товарищи как-то странно на меня покосились. Оказалось, я была единственным новичком там, а остальные до этого ходили в горные походы, занимались скалолазанием, промышленным альпинизмом, были на сборах в других альплагерях.
На следующее утро мы отправились на тренировку на скалы неподалеку. Начали с азов. Лазали по провешенным маршрутам, учились страховаться и страховать, вязали узлы из веревок, ходили в связках.
В альпинизме некоторые слова приобретают совсем другой смысл. Наприме, открывашка - это первое восхождение, а кошки – вовсе не зверюшки, а приспособления с металлическими зубьями, которые надеваются на ботинок и помогают цепляться за скалу там, где скользко и не помещается носок ботинка.
Два дня мы занимались и акклиматизировались, и вот настало время для первого легкого восхождения. Вечером все собрались на кухне для инструктажа: заполнили документы на выход, проговорили маршрут, снаряжение, работу команды, план по времени.
Романтический флёр с покорения вершин сдуло ещё на подходе к горе. Встать в 5.30 утра, умыться, съесть тарелку овсянки, налить в термос чай с чабрецом, одеться, набить карманы изюмом, взять заранее приготовленный рюкзак, палки в руки и вперед. Выйти строго не позже 6.00. Идти полтора часа по дороге с небольшим уклоном. Дальше еще час под 40° горку. Дальше растительность закончилась, начался обсыпной склон.
Нужно было перепрыгивать с камня на камень и следить, чтобы вся масса камней не уехала из-под ног кому-нибудь на голову. Прошли "сыпуху", пришли под маршрут. Надели обвязки, достали веревки и пошли шли в связках. Потом полезли. Первый прокладывал маршрут для других, которые забирались по "перилам" - с помощью жумаров.
Первое восхождение принято отмечать поеданием арбуза на вершине. Мы не съели, потому что вершина нас встретила метелью. Снег кончился через 10 минут так же внезапно, как начался, тучи развеялись и выглянуло яркое солнце. Сфотографировались, перекусили и поспешили вниз.
Спуск обычно происходит по пути подъема, в обратной последовательности (кто последний забрался, тот первым спускается). Тот, кто спускается последним, забирает веревку и все крючья, закладки и т.п. Когда я шла наверх, казалось, вершина – и всё, отдых. Но в реальности спуск ничуть не легче подъема, и именно на спуске случается большая часть катастроф. К моменту, когда я доползла лагеря, мои коленки хотели сказать мне прости-прощай, а все ноги были покрыты синяками.
Тяжелым моментом была вода и еда. На подъеме практически нельзя пить. Так легче идется. Да и наверху негде спрятаться, если приспичит. А я привыкла пить много и с трудом себя отучала. С воды переключилась на сладкое, на чистую энергию.
Вообще, от питания в альплагере моя ПП-шная совесть была в шоке. Люди ели на ужин макароны с мясом, закусывая бутербродиком из хлеба и майонеза. На столе постоянно были конфеты и печенье. Баланс БЖУ превратился в ЖУ. Я держалась как могла, но в какой-то момент приуныла без свежей еды и попросила привезти из города фрукты. Раньше я только читала про столь нежные чувства к яблокам. Помните тот рассказ из детства про учительницу французского?
«...А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока. Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они.»
Примерно на пол-пути команду поделили на две поменьше – посильнее и послабее. В сильную вошли четыре сильных мужика, в слабую – девочки, неподготовленный мальчик и старичок Магауя. После пары дней я взбунтовалась и попросилась в мужскую группу. На вопрос, быстро ли я хожу, уверенно ответила: если надо, то быстро! И самое удивительное, что так и получилось. Тянуться за сильными мне нравится больше, чем ползти с отстающими.
За 2 недели мы совершили 5 восхождений. В дни без восхождений ходили по слэклайну, занимались на скалах, отдыхали, учили узлы, слушали лекции про первую помощь и про лавины, тренировались спасать пострадавших. Фотографировали звезды ночью и луговые цветы днем. Как-то целый день шел дождь, все валялись в доме и ничего не делали, и это тоже было прекрасно. А ещё там случилась история, которая превратилась среди моих друзей анекдот.
Перед отъездом я получила документальное подтверждение своих подвигов – значок и книжку альпиниста.
Всё это позвонило мне закрыть некую внутреннюю "галочку" по покорению вершин. Я задумалась: возможно, это стремление происходило из гордыни, а смысл гор совсем не в том, чтобы люди их покоряли. Ведь можно просто наслаждаться красотой и величием этой стихии.
С тех пор я побывала в горах во многих уголках планеты: Непал, Индия, Шри-Ланка, Кавказ, Армения, Грузия, Черногория, Франция, Исландия... Коллекционирую истории. Знаю, какая гора исполняет желания, что такое ярданги и где покататься на поезде, свесив ноги над пропастью.