Всем привет Уважаемые соучастники, сегодня еще один новый пост про истории огранки.
Техника со временем достигнет такого совершенства,
что человек сможет обходиться и бес самого себя.
Ежи Лец
Рост благосостояния среднего класса в Европе и США на протяжении XIX века вызвали увеличение популярности ювелирных украшений с бриллиантами. Повышенный спрос привел к тому, что цены на бриллианты снова выросли.
К середине XIX столетия добыча в месторождениях Бразилии сократилась. Центры огранки в Лондоне, Антверпене и Амстердаме, которые активно развивались в первой половине XIX века, начали испытывать проблемы: ведь к 1860-м годам бразильские шахты производили все меньше и меньше сырья. Не удивительно, что обнаружение алмазов в Южной Африке в 1866-67годах стало не только звездным часом для 15-тилетнего мальчика, нашедшего драгоценный камень на африканском континенте, но и для всей европейской индустрии огранки. Владельцем большинства новых месторождений стала знаменитая по сей день компания De Beers.
Происходящие постепенно изменения в техниках и методах огранки достигли апогея к середине XIX столетия. Величайшим пионером в создании круглого бриллианта стал Henry D. Morse (1826–1888 годы), американский ювелир из Бостона. Morseвстретился с инженером Charles Field:вместе они изобрели паровую машину для огранки, запатентовав ее в 1874 году в Британии и в 1876 году – в США. Это устройство позволило Morseсоздавать симметричные круглые камни с бóльшей легкостью, чем когда бы то ни было.
Отрицательной стороной изобретения стало то, что создание круглого камня с помощью этой машины снимало слишком много сырьевого материала – подобное считалось неприемлемым для огранщиков тех дней. Проблема решилась в последующие годы с изобретением циркулярной пилы, позволявшей терять меньше драгоценного материала на сколотых секциях небольших камней*.
Представление механических приспособлений для огранки стало настоящей революцией в индустрии. Круг приобрел статус нового стандарта, а симметрия – одного из важнейших факторов. Европейские огранщики быстро освоили новый технический инструментарий, наполнив рынок круглыми камнями. Ограненные бриллианты, созданные в конце XIX– начале XX веков, принято называть камнями «старых европейских огранок». Термин применяется к круглым камням удовлетворительной симметрии, с восьмиугольной площадкой, высокой короной и мелким павильоном. Открытая калетта (т.е. калетта с отдельной гранью) также сохранялась. Фасеты бриллиантов «старой европейской огранки»– представляют собой толстые треугольные блоки, в отличие от современных утонченных форм.
Позже термин «старая европейская огранка» стали по ошибке распространять на все круглые бриллианты, предшествовавшие современному европейскому круглому варианту. Так называли даже полностью несимметричные образцы, созданные в XVIII столетии, что, конечно же, нельзя считать верным употреблением понятия.
Одновременно эволюционировала огранка Single cut, которая получила новый облик. Бриллиант такой формы можно описать как круглый камень с одинаковыми гранями, похожий на старую версию Single Cut, но без грани калетты.
Серьезные потери сырьевого материала, которые сопутствовали созданию подлинно круглых камней на паровой ограночной машине, способствовали росту популярности «швейцарской огранки». В Эдвардианскую эпоху форма использовалась для небольших качественных кристаллов и состояла из 17 граней короны (считая площадку) и 16 – павильона. Все вместе фасеты создавали удивительный узор из заостренных фигур.
В 1920-х знамя успеха вновь перехватила еще одна округлая версия Single Cut: на тот момент механизированный процесс создания подобных бриллиантов оказался дешевле и проще. Не удивительно, что в ювелирных украшениях Ар-Деко часто вставляли небольшие камни в огранке Single Cutвместо созданных в швейцарском стиле кристаллов.
Технологический прогресс продолжал свое движение вперед: в 1891 году изобретена первая электрическая машина по огранке, что стало отправной точкой коммерческого применения подлинно круглых бриллиантов.
Новое часто черпает вдохновение в старом. Создавший паровую ограночную машину Morse также совершил революцию в дизайне камня. Изначально ювелир уменьшил углы короны и павильона, что привело к увеличению блеска. В дальнейшем были сокращены размеры площадки и грани калетты, с одновременным удлинением фасет павильона. Эти идеи были восприняты людьми далеко не сразу. Коллеги из Европы, с радостью воспользовавшиеся новыми механическими изобретениями, осторожно отнеслись к изменениям формы. Лишь спустя 30-40 лет, во второй декаде XXвека два джентльмена – Frank Wade и Марсель Толковский взяли разработанные Morse принципы на вооружение.
Оба ученых опубликовали свои исследования о пропорциях бриллианта. Публикация Wadeдатируется 1916 годом, работа Марселя Толковского – 1919-м. Труд Толковского, хоть и вышел позже, но содержал самое важное, что склонило весы в его пользу – математические расчеты, подтверждавшие идеальные пропорции бриллианта.
Согласно вычислениям, созданные по новому стандарту камни должны были демонстрировать невиданный ранее блеск и «огонь». Углы короны и павильона отвечали за яркость и блеск, тогда как размер площадки влиял на дисперсию света. Более крупная площадка делала камень более ярким и блестящим, но снижала дисперсию, слишком маленькая – обладала обратными качествами. Идеал Wideимел небольшую площадку, поэтому демонстрировал больше «огня», но имел меньшую яркость и блеск. Площадка Толковскогобыла немного крупнее, позволяя сохранить идеальный баланс между этими двумя эффектами. На протяжении почти всего XXстолетия именно пропорции Толковскогозаложили основу для создания качественных бриллиантов. Калетта стала заостренной, грани павильона – длиннее и уже.
Новые технологии и крупные поставки сырья из Южной Африки стали причиной золотых дней для отрасли огранки. Множество заказчиков, непрерывный поток алмазов и механизация процесса превратили ювелирную огранку алмазов в современную индустрию. Круг стал главным стандартом и обрел титул самой востребованной формы.
Всем спасибо за внимание, продолжение следует ...
Другие материалы по теме: