Арюна Цыбикова, основатель и руководитель этно-маркета ZAM, о современном интересе к национальной культуре и о том, как этот интерес использовать в бизнесе.
— Арюна, сколько лет вашему бизнесу? И чем именно вы занимаетесь?
— Этно-маркету ZAM почти 4 года. Мы занимаемся тем, что предлагаем клиентам изделия сделанные в Бурятии. С нами работают скульпторы, дизайнеры, писатели, ювелиры, естественно, есть и наша собственная продукция.
— То есть у вас есть собственная продуктовая линейка?
— Да. Например, мы разрабатываем и производим предметы гардероба: женскую одежду, платья, жилеты, мужские рубашки. И все это с элементами бурятского национального костюма. Также делаем футболки и свитшоты с принтами на тему Байкала, Бурятии, стараемся вдохновляться родной культурой и как-то современно подавать ее.
— Можете ли вы сказать, что ваш бизнес успешен? И какие критерии для вас являются показателями успеха?
— Вопрос про успешность для меня непростой. В качестве главного критерия я рассматриваю востребованность нашей продукции клиентами.
Косвенные же показатели успеха всем известны. Это выручка, темпы ее роста, прибыль, нормы прибыли, маржинальность, рентабельность, коэффициент оборачиваемости продукции, входящий поток и т.д. Если говорить про эти показатели, то мы наблюдаем рост, но, возможно, не в такой степени, как хотелось бы. Наверное, если нас сравнить с другими, то наши показатели могут быть ниже. Но для меня мой бизнес — это путь проб и ошибок, это знакомство с собой. И это большой путь длиной в четыре года.
За это время я изменилась, повзрослела. И именно поэтому могу объективно ответить, в чем мой бизнес успешен, а в чем не очень.
У нас есть своя аудитория, которая нас ценит. И этот показатель на местной уровне успешен. К нам даже поступают предложения о продаже франшизы, об открытии в других регионах и другие амбициозные инициативы, но мы пока для всего этого не созрели. В настоящий момент мы развиваемся не в ширь, а в глубь: просто отлаживаем и оптимизируем свои процессы, работаем над качеством продукта.
Вообще в настоящий момент в Бурятии наблюдается тренд к национальному, к своей культуре, и это повышает интерес к нашей продукции. Люди хотят носить одежду с национальной символикой, хотят дарить подарки, сделанные руками мастеров. И мы очень рады этому тренду.
— Как пришла идея работать на себя?
— Я долгое время работала на госслужбе и выполняла задания от руководства по фиксированному графику. И все это время я мечтала жить иначе, свободно. Возможно, я тогда была наивной, я не знала, что собственный бизнес занимает все 24 часа в сутках и не имеет выходных. Но именно желание жить по своему графику и самой распоряжаться своими планами стало одной из причин ухода в предпринимательство.
Кроме этого, я хотела построить свою систему, а не быть маленьким винтиком в чужой, где я не могла повлиять на качество работы в целом. И это было для меня вызовом: построить свою систему и отладить свои процессы, так чтобы все звенья усиливали и дополняли друг друга, органично взаимодействовали между собой.
Безусловно, я хотела, чтобы мой доход зависел от меня самой. Когда работаешь на другого, то доход зависит от множества разных факторов, на которые не всегда можно повлиять. В случае собственного бизнеса за свой заработок, прежде всего, отвечаю я сама: мой талант, мои возможности, умения и навыки. И мне это нравится.
Вообще, оглядываясь назад, я довольно тем, как прожила эти четыре года. Бывают минуты слабости, когда хочется уйти в найм, но это несерьезно. Усталость быстро проходит, а интерес к собственному делу всегда со мной.
— Что было самым трудным на старте? Вспомните казусы, и как выходили из ситуации.
— Самым трудным на старте было то, что я делала все впервые в жизни и не знала, как правильно это делать. Я делала все по наитию, естественно, было много ошибок, которые сейчас бы я не допустила. У меня в семье много бизнесменов (дяди, сестры, родители), и они смеялись тогда надо мной, хотя, конечно, помогали и советами, а зачастую и просто участвовали в самом процессе.
Помню в начале были забавные истории. Мы объявили всем мастерам, что приглашаем разместить свои изделия на нашей площадке. И нам стали приносить разные поделки, иногда весьма необычные. И мне тогда было тяжело отказывать им, я закупала практически все, что приносили. Не всегда эти изделия мне нравились, не всегда я была согласна с запрашиваемой ценой, не всегда я хотела выслушивать историю мастера и его изделия. Опыт пришел постепенно, и я научилась отказывать людям, определила приемные дни, наняла менеджера по снабжению. Теперь мы не слушаем истории, мы просто высылаем формы для заполнения.
— А что вдохновляло вас, когда вы открывали свой магазин?
— Вы не поверите, но меня вдохновляли московские магазины книг, где было много сидячих мест. И когда я мечтала о своем магазине, то видела пространство с шикарными низкими подоконниками, на которых сидели люди и пили кофе, читали книги и общались друг с другом.
Родственники пытались меня отговорить от этой идеи, но сестра, а у нее несколько магазинов в Москве и Улан-Уды, поддержала меня.
Именно сидячие подоконник и стали нашей фишкой. Мы были первыми в городе, кто реализовал такую идею. Мы стали популярны, люди приходили, чтобы просто на них сфотографироваться, назначали у нас встречи с друзьями. Нам удалось создать особую атмосферу, которая притягивала.
Но сейчас я понимаю, что наивно отдавать 15 кв. метров под зону, которая не дает прямого дохода. Наверное, эту зону будем сокращать.
— А какие трудности у вас сейчас? Как справляетесь?
— Сейчас уже налажены все процессы, сформирована команда, так что больших трудностей не вижу. Естественно, будем и дальше отлаживать все процессы, так как еще есть огромное поле для работы. Будем работать и над качеством продукции, и дорабатывать свой интернет-магазин.
Когда мы открывались, наши обороты были ниже в шесть раз, и пространство наше было заточено под культурно-просветительские задачи. Сейчас же, когда у нас появились свои продуктовые линейки, нам нужно больше места под товар, нужны более удобные витрины и примерочные. Перед нами встали задачи обычного розничного магазина. Придется делать ремонт и менять подход в интернет-магазине. Но пока стоит накопить на это деньги. Да я и не спешу, консультируюсь с маркетологами, дизайнерами. Я хочу сделать качественный проект.
А вообще, сейчас у нас трудности, как у всей странны. Но я надеюсь, они временные, и когда все это завершится, мы вернемся в прежнее русло.
Вас может заинтересовать наш материал «Проект "Белый бизнес" для ИП от Совкомбанка »
— То есть планы все-таки строите. Какие перспективы у своего дела видите?
— Прежде всего, хотим добиться непревзойденного качества продукции: чтобы лекала были выверены, чтоб они давали отличную посадку на большинство типов фигур, чтобы были оптовые поставки ткани из качественных материалов, чтобы дизайн был востребован не только в Бурятии, но и по всей России. В итоге, хотим выйти со своей продукцией на маркетплейсы. Пока мы об этом и не мечтаем, потому что не конкурентоспособны.
Хотим развивать онлайн-продажи, чтобы найти своего покупателя в разных регионах России. И мы понимаем, что часть нашей аудитории просто не знает о нас. Придется становиться более известными.
Одним словом, перспективы у нас обширные.
— Арюна, каждый, кто начинает свое дело, имеет корыстный план — заработать. Этот план у вас воплотился?
— Да, мой бизнес, позволяет мне содержать себя, свою семью. Он позволил заработать на новый дом для нас, где мы сейчас делаем ремонт.
Я этому очень рада. Впервые в жизни я буду жить в доме, построенном по моему вкусу. Большую же часть жизни я жила в съемных квартирах, общежитиях или в родительском доме. Но это все было не моя, я приспосабливалась под интерьер, созданный другими людьми.
Бизнес позволяет мне ездить в разные страны. Времени, конечно, на это мало, но возможность есть. Раз в год или полгода я куда-то стараюсь выезжать.
Кроме того, бизнес дает мне возможность учиться. Я — фанат обучения. А благодаря бизнесу могу посещать различные семинары, тренинги, причем лучших спикеров в России.
— И пришло время ваших советов начинающим предпринимателям.
— Наверное, первый и самый главный совет, который я могу дать,— в бизнесе мелочей не бывает. Важно все: как вы выглядите, как вы говорите, кто с вами работает, какой продукт вы предлагаете, как вы его подаете, как вы его упаковываете. Надо максимально продумывать все детали, каждая из них должна работать на ваш успех, должна помогать, а не мешать. Как можно больше получайте информации о своем деле, опросите всех, подумайте, а лишь затем приступайте к реализации со всем усердием, на которое способны.
Второй совет – умейте слышать других. Часто наши клиенты, наши контрагенты, сотрудники, дают нам такую ценную информацию, до которой сами мы не можем додуматься. Просто слушайте других и становитесь сильнее.
Третий совет — следите за цифрами. Финансы, это та сторона дела, про которую нельзя забывать, обязательно отслеживайте расходы, доходы. На самом старте я экономила на каждой копейке и вкладывала только те деньги, которые могли принести мне отдачу в будущем. На все неважное я забивала. Мы экономили на всем. Каждая ленточка, бумажка шла в дело. То есть надо быть всегда в курсе финансовой составляющей вашей компании на каком бы этапе вы не находились.
Если вам понравилась наша статья, то, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на наш канал.
Статья была подготовлена для вас порталом Sovcom.pro