Во время моих многочисленных путешествий по разным уголкам мира я вынужденно пришла к решению не давать чаевые персоналу. Это решение вызвано не просто желанием экономии, а рядом весомых аргументов, которыми я хотела бы поделиться.
Негласная традиция — оставлять 10% от счета. Кто-то говорит оставлять хотя бы 50-100 рублей, но вот незадача — я ведь могу заказ сделать на 300 рублей (чисто перекусить: кофе попить с десертом), и за такое странно давать на чай.
Во-первых, для меня важен принцип равного отношения ко всем. Почему я должен давать деньги кому-то просто за то, что он выполняет свою работу? Я считаю, что за выполнение обязанностей персонал уже получает зарплату, которая должна включать все необходимые выплаты.
Вот всегда не понимала откуда пошла мода давать чаевые? Каждый раз приходя в заведения кафе я уже начинаю тревожиться, т.к. не знаю что мне ожидать. Беру меню в руки и начинаю изучать информацию — есть ли там процент официанту или мне самой его придется определять. Я не могу расслабиться — не хочу и свой бюджет транжирить и сотрудника обидеть, показавшись скрягой. Но мне надо ощущать куда уйдет эта сумма. Мне нужен выбор. Посчитаю ли я что этот человек заслужил эту сумму или нет. Ведь человек и так должен хорошо выполнять свою работу.
Опять же, я не выбираю пафосные места и прихожу просто поесть. т.е. я не требую развлечений и программы, музыки и ничего не жду. Просто принесите мне тарелку с едой и дайте свободный стол и стул.
Другое дело банкет или долгие посиделки с компанией - тут реально официант бегать будет с блюдами и уносить пустую посуду.
К примеру, возьму последнюю поездку: во Вьетнаме мы гостили в довольно раскрученном городе, где путешествовало много иностранцев, и заприметили местечко с итальянской кухней, владельцем там был итальянец. Зайдя внутрь мы увидели зарезервированные столики, при этом нас никто не встретил и не поприветствовал.
Мы нашли свободный столик сами и заняли его. Через минут 10 нас нашла официантка и швырнула на столик 1 меню. Уже тогда мне стало неприятно, но я же пришла поесть, так что мы заказали большую пиццу на двоих без напитков — там было только пиво и вино по дико завышенным ценам. Воды нам не принесли, как и не принесли тарелок на каждого, только приборы. За такое обслуживание я чаевых не оставила и мне было не стыдно.
В сравнение возьму итальянское кафе в Нячанге (там тоже хозяин - итальянец) — нас с порога встретили с девушки с улыбками, все по меню рассказали и выбрали уютное местечко для двоих, сразу же принесли бутылочку с водой и 2 стакана, аперитив, пока ждем заказ. После ужина нас ждал сюрприз от хозяина заведения — нам принесли домашней Лимончеллы. Отмечу, что сам хозяин контролирует работу персонала, но очень позитивно это делает, да и минутку гостям уделяет. Видно как человек старается, а персонал вышколен. Сюда мы возвращались 5 раз — брали и на доставку, и ужинали в кафе. Здесь было приятно оставить сумму на чай, здесь была забота и здесь я хорошо провела время.
Но, есть но... В этой стране вроде как не принято давать "на чай" - это может обидеть персонал. Об этом мы спросили девушку-вьетнамку в городе Хюэ в свободное от работы время — мы к ней частенько ходили покушать в кафе.
Так что, второе - культурные особенности. В различных странах могут быть разные традиции в отношении чаевых. В одних местах это воспринимается как обязательное вознаграждение, в других — как неподобающее вмешательство в частную жизнь.
Кроме того, я считаю, что давать чаевые по принуждению, чтобы не оказаться в неловкой ситуации, — это неэтично. Лучше проявлять вежливость и уважение к культуре и традициям мест, которые посещаешь, через исследование и понимание их, а не через денежные выплаты.
И наконец, я предпочитаю поддерживать местное население и экономику через покупку местных товаров и услуг, а не через несистематические денежные дары.
Например, у иностранцев привычка оставлять чаевые (и это привычка разбаловала многих), даже находясь в глубинке, и ужиная с иностранцами в деревушке в горах, они то и дело пытались впихнуть хозяину денежку, а он отпихивался как мог, так и не взял. И это касается не только кафе, но и любой услуги: прачечной, мойки, парикмахерской, такси, горничных и т.д. Везде отказывались брать деньги и давали сдачу ровно до копеечки.
Кстати, может по этой причине я предпочитаю апартаменты, а не отели - мы очень часто перемещаемся, останавливаемся на 3-4 ночи и уборки не требуем, чаевые не платим. Ни разу еще не оставляли нигде.
А на Бали, к примеру в курорте Нуса-Дуа или на Джимбаране, в меню подписывается налог и еще сервисный сбор, который в сумме достигает иногда аж 22% от заказа. Это неимоверная наглость! При этом сервиса может вообще не быть, даже сказочной обстановки и музыки - просто а-ля столовка-забегаловка местная.
Или, например, взять отдых в Мармарисе, в Турции - я брала обычный донер с айраном в кафешке, где вместо отдыха наслаждалась орами хозяина на свой персонал в попытках поторопить их с выполнением заказов, и когда я расплачивалась, то чтоб сумма вышла круглой не стала требовать сдачу - так хозяин на меня еще и рассердился за отсутствие чаевых, даже прикрикнул. Настроение было испорчено, голова заболела, а еда при этом оказалась с несвежим хлебом, так что и в мыслях не было поощрить такую работу заведения.
Для меня из-за этой проблемы легче стало брать заказ на дом — я не пользуюсь их обслуживанием (касаемо кафе) и ничего не должна. Ведь посудите сами, вот работала я бухгалтером - и что ж теперь всем дружно скидываться на то, что я им правильно зарплату начисляла? Это ж просто моя работа.
Другое дело, конечно, когда вся зарплата держится на "чаевых" — это стимулирует персонал идеально выполнять свою работу и получать вознаграждение за старания. А у туристов "курочка по зернышку клюет", и выходит приличная сумма за отдых.
Эти аргументы отражают мое личное видение и подход к путешествиям. Я уважаю другие точки зрения и понимаю, что многие люди делают это из добрых побуждений, но для себя я выбираю путь не давать чаевые персоналу в путешествиях.