Найти в Дзене
Т-34

Тридцать семь фрицев. Неравенство сил никогда не останавливало советских летчиков

В годы Великой Отечественной войны писатель Лев Исаевич Славин служил военным корреспондентом газет «Красная Звезда» и «Известия». Опубликовал множество заметок, статей, очерков. Один из рассказов Льва Исаевича Славина, написанный в мае 1944 года, предлагается вашему вниманию.

Советский писатель Лев Исаевич Славин. 1980 г. По повести Льва Славина «Мои земляки», в 1943 году был снят художественный фильм «Два бойца», рассказывающий о нерушимой фронтовой дружбе двух советских бойцов в годы Великой Отечественной войны. Автор: Андрей Соломонов. Фото: visualrian.ru. Фотография использована в качестве иллюстрации
Советский писатель Лев Исаевич Славин. 1980 г. По повести Льва Славина «Мои земляки», в 1943 году был снят художественный фильм «Два бойца», рассказывающий о нерушимой фронтовой дружбе двух советских бойцов в годы Великой Отечественной войны. Автор: Андрей Соломонов. Фото: visualrian.ru. Фотография использована в качестве иллюстрации

ВЧЕТВЕРОМ ПРОТИВ ТРИДЦАТИ СЕМИ

Рассказы о летчиках

Ровно год назад Константин Назимов поднялся в небо. Это был его первый боевой вылет.

Он не видел Ленинграда с самого начала войны. И вот родной город лежит под ним. Ему были видны только смутные очертания Ленинграда.

Истребители И-153 «Чайка» барражируют над Ленинградом. Этот немецкий снимок был сделан через оптику наблюдателей осенью 1941 года с южного берега Финского залива. В кадре видны еще не закрашенные камуфляжной краской шпиль Адмиралтейства и купол Исаакиевского собора. Сентябрь-ноябрь 1941 г. Фото: waralbum.ru. Фотография использована в качестве иллюстрации.
Истребители И-153 «Чайка» барражируют над Ленинградом. Этот немецкий снимок был сделан через оптику наблюдателей осенью 1941 года с южного берега Финского залива. В кадре видны еще не закрашенные камуфляжной краской шпиль Адмиралтейства и купол Исаакиевского собора. Сентябрь-ноябрь 1941 г. Фото: waralbum.ru. Фотография использована в качестве иллюстрации.

В боевом полете некогда предаваться мечтам. И все же вихрь воспоминаний мгновенно пронесся в голове летчика. Где-то там внизу Волковская улица, обставленная невысокими домами, где Костя провел свои детские годы. Не так уж давно они были, а кажется, прошла вечность. И неподалеку Московские ворота и стройное серое здание аэроклуба. Там с радостным волнением Назимов впервые садился за руль учебного самолета. Потом — война, отъезд в военную летную школу и — страшная весть о голодной смерти отца и матери в осажденном Ленинграде. Ни одной слезинки не проронил тогда Костя Назимов. Пылкий и одновременно сдержанный, он замкнулся в одной яростной мечте: мстить.

И вот этот день настал, ясный, весенний день 1943 года, когда он летит на свое первое боевое задание.

Группа советских истребителей Ла-5 в полете. Снимок сделан с борта самолета У-2. Фото: waralbum.ru. Фотография использована в качестве иллюстрации.
Группа советских истребителей Ла-5 в полете. Снимок сделан с борта самолета У-2. Фото: waralbum.ru. Фотография использована в качестве иллюстрации.

Назимов зорко огляделся вокруг себя.

Внизу плывет группа наш их пикировщиков. Они летят бомбить скопление немецких эшелонов на станции Мга. А повыше — сопровождающие их истребители. И выше всех — он, Назимов, на своем новеньком серебристом «Лавочкине».

И вдруг на фоне по-северному бледного ленинградского неба Назимов заметил группу «Фокке-Вульфов». Один из них устремился на Назимова. Первая боевая встреча!

«Фокке-Вульф» шел прямо в лоб Назимову. Назимов, стиснув зубы, не менял курса. Это было испытание воли и нервов молодого ленинградца.

Между противниками оставалось не более сотни метров. Немец сдал первым. В последнюю секунду он нырнул вниз. Но длинная сверкающая очередь Назимова прошила фашиста сверху. Он загорелся и полетел вниз.

Немецкий пилот Люфтваффе , за секунду прежде чем его подбитый самолет упадет в штопор, покидает свою машину. P. S. Самолет Фокке-Вульф FW190. Пилот выжил. Фото снято пилотом ведомого. Фото: picuki.com. Фотография использована в качестве иллюстрации.
Немецкий пилот Люфтваффе , за секунду прежде чем его подбитый самолет упадет в штопор, покидает свою машину. P. S. Самолет Фокке-Вульф FW190. Пилот выжил. Фото снято пилотом ведомого. Фото: picuki.com. Фотография использована в качестве иллюстрации.

По возвращении на аэродром Назимов нарисовал на фюзеляже своего самолета звездочку, свою первую звездочку — знак, которым советские летчики отмечают каждый сбитый ими вражеский самолет.

...Прошел год. Снова весна. Снова майское солнце горит на бледноголубом небе Ленинграда. Сколько перемен!

Назимов стоит возле своего самолета. Два боевых ордена Красного Знамени украшают грудь старшего лейтенанта Константина Назимова. Он только что из боя.

В руках у него ведрышко с краской. Он окунает в него кисть и тщательно выводит на фюзеляже звездочку — шестнадцатую по счету.

Ленинградский фронт. Бывший слесарь завода имени Куйбышева, ныне советский асс, летчик-истребитель К. С. Назимов за год сбил 16 фашистских самолетов. Тов. Назимов награжден двумя орденами Красного Знамени. Автор: С. Сучатов. Фото: soviet-aces-1936-53.ru. Фотография использована в качестве иллюстрации.
Ленинградский фронт. Бывший слесарь завода имени Куйбышева, ныне советский асс, летчик-истребитель К. С. Назимов за год сбил 16 фашистских самолетов. Тов. Назимов награжден двумя орденами Красного Знамени. Автор: С. Сучатов. Фото: soviet-aces-1936-53.ru. Фотография использована в качестве иллюстрации.

А на днях к этой серии звездочек прибавились сразу три. Вот как это было.

Их летело четверо — Назимов, Сидоренков, Иванов и Серегин.

Внизу двигались наши наступающие танки и пехота. Летчики прикрывали их.

Внезапно с немецкой стороны появились самолеты. Тридцать семь фрицев. Неравенство сил никогда не останавливало советских летчиков. Константин Назимов подал сигнал к атаке.

На стороне наших было то преимущество, что они шли за облаками, и немцы их не видели. Четырьмя молниями ринулись наши летчики на врага. Первая атака была исключительно удачна: каждый из четырех летчиков сбил по одному немецкому самолету. Это внесло замешательство в ряды немцев.

Группа советских истребителей Ла-5 в полете. Снимок сделан с борта самолета У-2. Фото: waralbum.ru. Фотография использована в качестве иллюстрации.
Группа советских истребителей Ла-5 в полете. Снимок сделан с борта самолета У-2. Фото: waralbum.ru. Фотография использована в качестве иллюстрации.

Вторая атака. Назимов сбивает еще одного бомбардировщика. Но и сам получает удар — с его самолета слетает правый элерон.

Два «Фокке-Вульфа» наседают на Назимова. Мастер маневра, он с неожиданной резкостью сворачивает вправо на своей искалеченной машине и пропиливает очередью один из «Фокке-Вульфов». Немец в пламени рушится наземь. Второй поворачивается и удирает.

Десять немецких машин сбила в этом бою четверка. Три из них — лично Костя Назимов. Все четверо вернулись благополучно на свой аэродром.

Эскадрилья, которой командует Назимов, одна из энергичнейших в полку. За короткое время она сбила 151 фашистский самолет.

☆ ☆ ☆

Через полгода, после выхода публикации в свет, 23 декабря 1944 года отважный летчик погиб при выполнении очередного боевого задания. К тому времени он совершил около 300 боевых вылетов, проведя более 30 воздушных боев, уничтожил 24 вражеских самолета (некоторые источники указывают на 22 личные и 2 групповые победы, Н. Г. Бодрихин — на 24 личные и 2 групповые, а М. Ю. Быков — на 19 личных и 3 групповые).

Награжден орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени; медалями.