Адописные иконы — это такие иконы, на которых, как считалось в народе, под красочным слоем скрываются изображения чертей и пририсованных к фигурам святых рогов и копыт.
Первое упоминание о такой антииконе — сатанинском изображении, выдаваемом за святой лик, — зафиксировано в апокрифическом житии Василия Блаженного: дьявол будто бы подкупил иконописца, чтобы тот изобразил его под образом Пресвятой Богородицы. Икона была выставлена на Варварских вратах Китай-города, слава о якобы творимых ею чудесах исцеления распространилась по всей Руси.
Василий же почувствовал неладное и разбил икону. Его побили и привели на суд, где блаженный все объяснил. Изображение дьявола обнаружилось, иконописец был казнен.
«Антихристова прелесть»
В селе Стецовка близ города Чигирина крестьянин якобы принес фольговую иконку для освящения, покрывавшее ее стекло случайно разбилось — и под загнувшейся фольгой проступила бесовская рожа со страшной надписью: «Поклонись мне семь лет — будешь мой навеки». На обороте некоторых икон вроде бы находили наклеенные газетные карикатуры.
Обыватели страшились случайно помолиться перед окаянной иконой и впасть в «антихристову прелесть», не распознать богомерзкие изображения, хитро спрятанные под слоем левкаса. Журналисты усматривали в «охоте за адописью» провокации.
Писатель Николай Лесков объяснял адописные иконы мошенническими плутнями иконоторговцев. Практика коммерческой адописи упомянута Лесковым в повести «Запечатленный ангел» (1872). В погоне за наживой иконщик заказывает образа с чертиками и везет на продажу. Следом едет его подельник и разоблачает страшный подлог. Шокированные обыватели тут же покупают настоящие образа у подельника.
Истоки страхов
Мифы, сплетни и сопутствующие им страхи не возникают совсем уж на пустом месте. Так, известны легенды о смущении иконописцев чертом во время работы.
В Рождественском соборе Ярославля есть фреска 1683 года с изображением дьявола прямо посреди иконописной мастерской. Этот сюжет запечатлен в Киево-Печерском патерике под названием «Слово о Спиридоне-просвирнике и об Алимпии-иконописце». Из-за болезни иконописец не смог выполнить работу в срок — и на помощь ему неожиданно явился некий «светлый юноша», который все сделал за три часа. Когда же завечерело, юноша «стал невидим вместе с иконою».
Ученые допускают также возможность эпизодических случаев адописи как злой подначки или кощунственной шутки безбожников над верующими. Еще одна версия связывает адописные иконы с местью: якобы их специально заказывали и дарили недругам под видом святых образов.
Наконец, адописными по незнанию порой называли редкосюжетные иконы. Например, образ святого Христофора с песьей головой или иконографический сюжет «Великомученик Никита, побивающий беса».
Современные исследователи считают адописные иконы и вовсе народной фантазией, поскольку не сохранилось ни одного материального образца. В настоящее время слово «адопись» употребляется искусствоведами и реставраторами преимущественно как ироническое определение низкокачественной, непрофессиональной иконописи.