Отрицательные отзывы, размещаемые экс-сотрудниками в интернете, могут серьёзно навредить работодателю.
Увольнение – это почти как бракоразводный процесс. Иногда муж и жена расстаются по обоюдному согласию и даже умудряются остаться в дружеских отношениях. А бывает, что накал семейных скандалов не спадает даже после того, как и семьи-то уже никакой нет. Тем не менее, экс-супруги не упускают возможности посильнее нагадить друг другу. В случае с драматическим «разводом» между работодателем и его сотрудником, именно вторая сторона нередко продолжает заниматься пакостями.
Минус пятьсот к карме
Зачастую свои неослабевающие чувства вчерашний сотрудник или сотрудница выливает на просторы ко всему терпимого интернета. Поначалу службы по работе с персоналом, у которых и без того дел по горло, могут игнорировать козни бывших. Но если те не унимаются, то через некоторое время их откровения в сети начинают деструктивно сказываться на HR-бренде компании.
Ведь негативные отзывы попадаются на глаза соискателям и портят ауру компании. В итоге вы получаете меньше резюме, ухудшается их качество (наиболее квалифицированные кадры разбираются заботящимися о своём имидже конкурентам), увеличивается срок закрытия вакансий. И вообще, рекрутинг дорожает, и на эйчаров начинает косо поглядывать начальство.
Правдивая ложь
Не надо питать иллюзий, будто, если россказни затаившего обиду сотрудника не содержат ни капли правды, никакой проблемы нет. Проблема есть. Это вам известно, что автор, мягко говоря, приврал, сводя с кем-то личные счёты, или же просто так видит этот мир. Сторонние пользователи не в курсе.
Наивно ждать от человека, озабоченного поиском работы и заглянувшего на сайт-отзовик, чтобы составить мало-мальское представление о компании, что он пустится в расследование всех обстоятельств случившегося. Наверняка, посетитель ресурса ограничится тем, что занесёт организацию в категорию не самых благополучных. И вернётся к вашей вакансии только, если остальные варианты значительно уступят в привлекательности предлагаемых условий или же тоже будут сопровождаться массой отрицательных комментариев.
Кто виноват?
Причин, по которым экс-сотрудник может завалить интернет ругательствами в адрес своего предыдущего нанимателя может быть несколько. Самая очевидная и довольно часто наблюдающаяся – искренне желание предостеречь последователей от устройства в компанию. Встречается и менее радикальная вариация на тему, когда автор не пытается никого отговорить, а просто выкладывает на стол все известные ему и плюсы, и минусы.
Как уже упоминалось, отдельные субъекты руководствуются желанием отомстить. Или компании в целом, или конкретным персоналиям, которых считают повинными в своём увольнении или с которыми просто не сложились отношения. Также среди распространённых мотивов – вполне объяснимое, с точки зрения психологии, стремление переложить ответственность на других или поднять за чужой счёт свою самооценку.
И это мы говорим только о тех ситуациях, когда авторство отзывов, действительно, принадлежит бывшим сотрудникам. А ещё часть желчных постов вполне могли написать шастающие по отзовикам тролли, готовые беспричинно сцепиться с кем угодно, или засланцы, работающие на недобросовестных конкурентов. У этих-то, наоборот, причина есть и весьма веская…
Что делать?
Во-первых, компании и прежде всего её эйчарам надо постараться минимизировать риск получить выпады в свою сторону. Совсем от их появления застраховаться невозможно, а вот уменьшить число объективных поводов для критики – вполне.
Конечно, что-то (например, размер и регулярность зарплаты, состав соцпакета или техническая оснащённость офиса) зависит от высшего руководства и от финансового положения компании. Но часть потенциальных причин для недовольства реально устранить и силами HR-отдела. Есть долгоиграющие процессы вроде выстраивания системы мотивации и карьерного роста, но легко испортить отношения с уходящим сотрудником непосредственно в момент расставания.
Не стоит брезговать exit-интервью с теми, кто уходит по собственному желанию. Деликатно поинтересуйтесь причинами этого желания и советами, которые помогут лучше обустроить жизнь остающихся работать. Если же инициатором увольнения была компания, то нужно ещё сильнее озаботиться тем, чтобы попрощаться в как можно более корректной форме и избежать финальной вспышки гнева.
Хочу всё знать!
Для начала нужно знать, на что и когда реагировать. Необходимо наладить постоянный мониторинг информационного поля вокруг HR-бренда компании. Время от времени гуглить – это слишком примитивно. Сегодня на рынке есть автоматизированные системы мониторинга, позволяющие отслеживать тысячи разнообразных источников.
Ещё более эффективным видится сотрудничество со специализированными агентствами. Лучшие из них не просто сортируют и анализируют данные автоматических систем, но и дополняют их результатами ручного мониторинга особо важных ресурсов, а также разрабатывают сценарии реагирования на выявленные упоминания.
Полезная критика
В любом случае заказчику есть смысл исследовать отрицательные отзывы на предмет справедливости описанных в ней претензий. Не дело просто отмахиваться от негатива. Если критика является конструктивной, то её можно использовать с толком, для устранения недоработок в условиях труда, сложностей в межличностных коммуникациях в коллективе и других проблем кадровой политики.
Рекомендуется даже поблагодарить написавшего за предоставление полезных сведений, сообщив параллельно о предпринимаемых шагах по исправлению недостатков. В реальности этот месседж будет адресован не только автору, но и другим посетителям сайта, включая кандидатов на работу у вас. В дальнейшем в зависимости от нюансов общение может быть продолжено в публичной плоскости либо переведено в офлайн-режим.
Если же вы столкнулись с чистой воды грязной инсинуацией, то резонно обратить внимание аудитории на фактические несоответствия и странности в логических рассуждений. Ни в коем случае не нужно начинать оправдываться за надуманные грехи. А иногда, если позволяют детали, уместно довести ситуацию до абсурда, ненавязчиво показав неправоту критикующего.
При этом надо быть осторожными в формулировках, не отвечать хамством даже на оскорбления. Тот, кто опустился до них, может, и не оценит вашей выдержки, но не забывайте, что ваш диалог виден и другим, потенциально более ценным для вас, людям.