Ты – то, что о тебе пишут в интернете. Конечно, можно какое-то время высокомерно не замечать критических постов в адрес вашей компании как работодателя. Но рано или поздно, вы почувствуете, как уменьшается поток соискателей, желающих иметь дело с вами. Лучшие специалисты уж точно пройдут мимо. Никакая реклама, бонусы и соцпакеты не заменят хорошей репутации.
Скупой платит дважды
Нередко компании начинают исправлять ситуацию своими силами и писать отзывы сами, либо нанимают демпингующих фрилансеров или нетребовательных студентов, не имеющих толком представления об этом тонком искусстве. В обоих случаях горячее желание задарма представить свою организацию в выгодном свете обычно приводит к обратному эффекту.
Многие сайты-отзовики научились распознавать «липовые» комментарии и удаляют либо маркируют их. В последнем случае работодатель выглядит ещё в более неприглядном виде, чем раньше, потому что предстаёт организацией, не только не ценящей свой персонал, но и попавшейся на обмане на глазах у тысяч людей.
В итоге компания вынуждена или окончательно отдать свой HR-бренд на растерзание и раздуть затраты на рекрутинг, или задуматься о подборе вменяемого подрядчика для исправления ситуации. Но поскольку к этому моменту имидж уже сильно подпорчен, на его восстановление может понадобиться больше времени и средств.
Вставай, позором заклеймённый!..
Самые наглядные маркеры применяются популярным ресурсом «Правда сотрудников». Его администрация в буквальном смысле клеймит и сами сомнительные сообщения, и профили злоупотребляющих ими работодателей яркими печатями с соответствующими надписями.
Среди них – такие: «Подозрительно много отзывов с одинаковыми IP-адресами», «Часто не совпадает IP-адрес и указанный в отзыве город», «Подозрительно много отзывов с одного браузера», «Подозрительно много отзывов с IP-адресами других государств». Отдельные штампы заготовлены для работодателей, настаивающих на удалении отзывов, и даже для тех, кто «угрожает, получив отказ на удаление».
Больше того, сайт ведёт «Рейтинг компаний, которые могут обмануть». В него входят 100 организаций с наибольшим числом нестыковок, наводящих на мысль, что, возможно, они «искусственным путём накручивают положительные отзывы о себе». В данный момент рейтинг возглавляет одна аутсорсинговая компания, у которой выявлено около 370 отзывов, нарушающих правила сайта.
Не попасть бы в десятку
Разберём основные типы ошибок, допускаемых при неумелых попытках укрепить имидж компании или обуздать волну негативных отзывов.
1. Большой брат следит за тобой
Множество отзывов отправляется с одного МАС- или IP-адреса, с IP-адреса не того города или другого государства.
Администрации авторитетных сайтов-отзовиков отслеживают такие моменты и, когда их число начинает зашкаливать, либо «выпиливают» подобные тексты, либо снабжают нелицеприятными пометками.
2. Выход в тираж
Один и тот же отзыв отправляется на разные сайты (сейчас речь не про агрегаторы, копирующие контент с других источников, а про ведущие профильные ресурсы).
Иногда такое случается не только с заказными комментариями, но и с появляющимися своим ходом. Только обычно эти послания носят негативный характер, а вот массово тиражируемый позитив вызывает настороженность. А то и откровенное недоверие, если основной текст остаётся прежним, зато неожиданно меняются, например, имя (отчество, фамилия), пол, возраст, должность или статус.
Согласитесь, удивительная метаморфоза, когда экс-сотрудник монтёр Семёныч через 5 минут вдруг перерождается в действующую секретаршу Анжелу, заодно скинув пару десятков лет, а ещё через 5 минут – в соискателя Алексея, мечтающего о карьере в сфере продаж.
3. Петя женского рода
Удивительные трансформации половой принадлежности нередко наблюдаются даже в рамках одного отзыва, размещённого на единственном сайте. Сначала автор, представившись, допустим, Петей, пишет «я работал», а через несколько строк, забывшись, перескакивает на «я нашла».
При определённой фантазии можно, конечно, представить, что автор находится в поисках не только трудовой, но и половой идентичности. Но согласитесь, проще всё-таки подумать, что перед нами фейк.
4. Всё супер, всем доволен
Что именно супер, не уточняется, либо написаны самые общие фразы: «белая зп», «официальное оформление», «полный соцпакет», «дружный коллектив». Отзыв с общими фразами и восторгами без конкретики не добавляет доверия.
Хотя оговоримся, что некоторое количество откликов, построенных по этой модели, всё-таки не помешает, потому что у реальных работников при обращении к жанру отзывов (во всяком случае, если говорить о позитивных отзывах) почему-то часто блокируется способность к мало-мальской фантазии и появляется тяга к ранее услышанным стереотипам.
5. Милостиво повелевать соизволил
Противоположность стандартным формулировкам из предыдущего пункта. Порой отзывы пишут уж слишком витиеватым и образным языком, который редко встретишь в обычной речи. По крайней мере, в 21-м веке.
В итоге рядовому юзеру, не особо любящему «много букав», приходится продираться сквозь метафоры и эпитеты. К тому же, подобные вирши смотрятся инородным телом на фоне остальных, написанных разговорным языком, нередко с грамматическими ошибками или использованием сленговых словечек.
Теоретически, какой-нибудь чудак может выдать что-то вроде: «Мои зарплатные ожидания оказались полностью удовлетворены». Но если столь вычурную формулировку использовать ещё раз, это будет явный перебор.
6. Фактические ошибки
Описывая нюансы работы в компании, нанятый человек со стороны не удосуживается вникнуть в тему (а представитель заказчика – снабдить необходимой фактурой и проверить готовый текст). В итоге отзыв содержит грубые фактические ошибки.
Кто-то по незнанию указывает неправильный адрес офиса, неправдоподобный график работы, вымышленных руководителей, не характерные для описываемой сферы деятельности должности и должностные обязанности.
Тот, кто никогда не сталкивался с данной компанией, может не заметить подвоха. Но работников или близких деловых партнёров так просто не проведёшь.
7. А нам всё равно
Компания вообще никак не реагируют на отзывы, даже если обвинения в её адрес несправедливы. Из-за этого аудитории начинает казаться, что всё описанное – чистая правда.
Как правило, работодателей расстраивает свежий негатив. Но если отзывы были написаны несколько лет назад, и с тех пор не появилось новых, то эти раритеты тоже опасны. Потому что именно они выходят на первые места в поисковой выдаче.
Пользователи не всегда пристально следят за датами публикации. А если даже и смотрят, то могут сделать вывод, что старые критические отзывы справедливы, и за прошедшее время ничего не поменялось в лучшую сторону. Раз никто не оспаривает.
8. Сам козёл!
Иногда компании слишком эмоционально реагируют на негатив, в том числе с официальных корпоративных аккаунтов: отрицают очевидные факты или, что ещё хуже, переходят на личности и оскорбления.
Но разборки в стиле «Дома-2» ещё сильнее портят и без того подмоченную репутацию и многое говорят соискателям об атмосфере в коллективе.
Гораздо лучше пообещать разобраться с ситуацией, запросить дополнительную информацию и перевести большую часть дальнейшего общения с автором в непубличную плоскость. А на отзовике в случае подтверждения описанных фактов логично извиниться и проанонсировать исправление ошибки. Ещё лучше – извиниться и показать, что реально сделано.
9. Нет отзыва – нет проблемы?
Нередко, наткнувшись на негативный отзыв, представители работодателя из кожи вон лезут, пытаясь удалить отзыв на одном конкретном сайте. Будто это полностью решит проблему. И больше никто нигде ничего не напишет. Однако это не так.
Во-первых, отрицательный отзыв ещё до удаления может быть скопирован агрегаторами. Во-вторых, обнаружив, что его крик души убрали, автор может в отместку написать вместо одного разгромного отзыва десяток. В-третьих, сторонние пользователи могут заметить, что отрицательные отзывы зачищаются, и перестать доверять положительным.
10. Розовые очки
Не стоит воспринимать критику в интернете исключительно как попытки испортить вам жизнь (хотя и такого варианта исключать нельзя). Но есть же и так называемый конструктивный негатив, основанный на реальных проблемах в организации и условиях труда или микроклимате в коллективе.
Воспринимайте отрицательные отзывы не только как покушение на доброе имя вашей компании, но и как канал обратной связи, помогающий исправлять отдельные недочёты, корректировать HR-политику и HR-стратегию.
Заключение
Понятно, что всем никогда не угодить, какие бы идеальные условия на предприятии не создавались. Значит, полностью застраховаться от появления «наездов» в сети не в состоянии ни один работодатель. Но с помощью профессионалов можно сделать соотношение касающегося компании позитива и негатива в онлайн-пространстве более сбалансированным, а саму негативную информацию использовать для принятия руководством и HR-службой важных решений в офлайн-режиме.
Приведённый же выше разбор ошибок, надеемся, поможет вам не наступать на те грабли, на которых изрядно потоптались ваши предшественники.