Если бы Остап Бендер жил сейчас, свои миллионы он легко заработал бы в интернете. Анонимность и безнаказанность, обман и манипуляции сознанием пользователей сети – залог успеха многих современных комбинаторов. Один из практикуемых ими «четырёхсот относительно честных способов отъёма денег» – продажа легковерным гражданам псевдолекарств или безобидных, но преподносимых под видом панацеи от всех болезней, БАДов.
Без меня меня женили
Основной приём – маркетинговая стратегия СРА (Cost Per Action, «плата за действие»). Продавцам не надо тратить время и деньги на регистрацию лекарства, вхождение в аптечные сети и рекламу. Препарат продвигается с помощью посредников, ссылки со страниц которых ведут на продающий сайт. Оплачиваются только конкретные действия, оговоренные сторонами. Это могут быть как сам факт покупки, так и оформление заявки, заказ обратного звонка, просмотр ролика, переход на продающую страницу и т.д.
Среди популярных приёмов – использование имени известного врача (или уважаемого лечебного учреждения, или даже – чего там мелочиться! – самого Минздрава), якобы рекомендующего некое целебное средство к применению на правах специалиста. Как вариант – эксплуатация образа какой-нибудь медийной персоны, будто опробовавшей на себе очередное «чудо фармацевтики». И то, и то повышает доверие будущих клиентов, помогая открыть их кошельки.
В подавляющем большинстве случаев ни доктора и клиники, ни селебрити, чьими именами прикрываются распространители сомнительного зелья, не в курсе своей причастности к продвижению товара. Или узнают о том, во что их втянули, задним числом и совершенно случайно. Шансов доказать свою правоту и не дать запятнать собственную репутацию становится больше, если пользоваться услугами по регулярному мониторингу упоминаний конкретных персоналий или учреждений.
Группа риска
Известно, что мошенники незаконно использовали в целях продвижения БАДов и прочего «добра» авторитет таких медицинских авторитетов, как: Лео Бокерия, Леонид Рошаль, Евгений Комаровский, Сергей Бубновский, Александр Мясников, Елена Малышева. Но если Елена Малышева могла своей экстравагантной манерой ведения телепередач и участием в некоторых официальных рекламных кампаниях невольно подкинуть аферистам идею «закосить» под неё, то гениальный кардиохирург Лео Бокерия, если не изменяет память, ни в чём подобном замечен не был.
Впрочем, не обязательно быть медиком, чтобы тебя без твоего ведома вмонтировали в рекламу каких-нибудь таблеток. Достаточно быть человеком, известным на любом поприще. Первым делом на ум приходят звёзды музыки, кино или спорта. Но «под колпаком» не только они.
Например, нарасхват известный тележурналист Владимир Познер. В растиражированной версии одних злоумышленников он вылечился от диабета на девятом десятке лет с помощью китайского пластыря на экстрактах тибетских трав. В интерпретации других аферюг избавление от недуга (между прочим, неизлечимого) принесли волшебные капсулы определённой марки. Хотя, по документам, они содержат даже не биоактивные добавки, а всего лишь пищевой концентрат.
При этом сам Познер сообщил, что не имеет отношение к рекламе ни одного, ни другого товара. И вообще, в жизни никогда ничего для продажи не рекламировал. Больше того, диабетом Владимир Владимирович не болеет и надеется, что уже не заболеет. А если уж и заболеет, то не станет лечиться с помощью всяких сомнительных средств.
«К сожалению, не удается обнаружить подлецов – авторов этой лжи, – заявил телеведущий на своём официальном сайте. – Я бы дорого дал, чтобы найти их. С удовольствием начистил бы им рожи, а потом заклеил бы эти подлые рожи китайским пластырем. Прошу вас как можно большему числу людей рассказать о том, что я здесь пишу. Это единственный реальный способ борьбы с этими подонками».
«Бесстрашные» маркетологи
Пытаясь раскрутить интернет-пользователей на деньги, некоторые дельцы не брезгуют ничем. Случается, что они игнорируют специализацию медиков, на которых ссылаются. Хвалебную цитату о кардиопрепарате, и запросто могут приписать заслуженному проктологу, а о креме для суставов – психиатру.
Дальше – больше. В последнее время самые отмороженные жулики повадились создавать подделки под региональные интернет-газеты и прочие информационные ресурсы, где выкладывают шокирующие псевдоновости примерно следующего содержания. В таком-то субъекте Федерации под следствие попали несколько десятков (иногда выдумщики договариваются даже до сотен) врачей, препятствовавших реализации государственной программы по распространению такого-то жутко полезного препарата.
Учитывая сложную обстановку с таким-то заболеванием в регионе, Минздрав РФ якобы распорядился выделить для него энное количество доз препарата для распространения бесплатно. Или по себестоимости. Оставить заявку страждущие могут только на сайте, куда ведёт ссылка. А при звонке на горячую линию вас всеми силами постараются убедить, что нечего ограничиваться льготной упаковкой – нужно срочно заказывать с удивительной скидкой ещё парочку флакончиков, тюбиков или чего там, чтобы хватило на полный курс лечения…
8 признаков сайта мошенников
- Обычно сайт представляет собой простенький одностраничник, претендующий на родство с популярными тематическими телепроектами вроде «Жить здорово» и «О самом главном». Или же мимикрирующий под интернет-страницы и блоги узнаваемых широкой аудиторией докторов. При этом ссылки подозрительно ведут только на страницу продажи.
- Нет сертификатов, лицензий, подтверждённых данных об исследованиях. Все аргументы сводятся к фото и имени известного человека. Приводится короткая псевдоцитата или даже целое вымышленное интервью, в котором недолгая прелюдия об общем положении дел сменяется тезисом о революционности и незаменимости конкретного фармацевтического продукта.
- Как правило, в тексте упоминается единственный препарат. Во всяком случае – в позитивном ключе. Это странно смотрится в речи, выдаваемой за принадлежащую специалисту, который видел в этой жизни всё. Рядом нередко публикуется стандартный набор восторженных отзывов «исцелившихся».
- Некоторые скромняги не рискуют маскироваться под мэтров, предпочитая выступать от лица безвестных врачей. В открытом доступе невозможно найти каких-либо их контактных данных и нередко зарождается сомнение в реальности этих персонажей. Зато указанные регалии (например, «кандидат медицинских наук» или «врач первой категории») намекают одновременно на достойную квалификацию и близость к народу, не элитарность, таких докторов.
- Рекламируемые препараты не являются лекарством и не зарегистрированы в качестве таковых в РФ. Это могут быть биологически активные добавки, косметические средства, чаи, пластыри, пищевые концентраты и прочие снадобья.
- Такие сайты нередко зарегистрированы в других странах и на несуществующих юридических лиц.
- Агрессивное продвижение: скидки, акции, счётчики, ограниченное число препаратов. Как говорится, спешите видеть! Только сегодня! К наиболее экстремальным формам агрессивного маркетинга относятся и уже упоминавшиеся стилизации под криминальную хронику, посреди которой, вопреки законам жанра, даётся гиперссылка на продающую страницу хватких лекарей.
- Наличие ремарки о том, что лекарство продаётся только в интернете. Вводится это примечание под каким-нибудь благовидным предлогом. Скажем, под видом заботы о доступности цены для конечного потребителя или малых объёмов выпускаемой продукции в силу дефицита сырья в окружающей природе. На деле же это, скорее всего, означает, что в аптеки его просто не примут из-за отсутствия разрешительных документов.
Некоторые из перечисленных признаков настолько самодостаточны, что сами по себе могут свидетельствовать о попытках «развода» клиентов на деньги. Другие являются лишь косвенными доказательствами, и нужно рассматривать в комплексе.
Но в том, что потребителям стоит быть осторожными в выборе ресурсов, с которых черпать информацию о медпрепаратах и медтоварах, сомнений нет. Как и в том, что публичным людям желательно, а докторам и клиникам с именем просто необходимо отслеживать, где и по какому поводу их упоминают.